THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фанатикам дзюдо и боевых искусств очень рекомендую посмотреть на историю становления единоборства с другой стороны. Всем остальным будет полезно просто для расширения кругозора. Вы можете быть не согласны с позицией автора. Но мнение, высказанное в статье, – это всего лишь версия, которая отличается от официальной. Однако любая логичная версия имеет полное право на существование. А также не стоит забывать, что вся история – это всего лишь набор общепринятых или не принятых обществом версий.

Дзигоро Кано – пришел, увидел, воссоздал

Итак, что мы знаем о дзюдо? Основал это единоборство Дзигоро Кано в 1882 году. Хлипкий японский мальчик, который изучал философию и прочую гуманитарную ерунду, устал от постоянных насмешек сверстников. И как любой нормальный мальчишка решил заниматься чем-то мужским, а не просто пергаменты с места на место перекладывать. Так юный Дзигоро познакомился с джиу-джитсу или на японский лад дзюдзюцу.

Как Дзигоро Кано занимался на татами с мастерами нам неизвестно. Но зато мы знаем, что время для Японии тогда было не простое. Старые устои и традиции рушились, менялся государственный строй, в стране все больше перенимали западные привычки. Изменения коснулись и боевых искусств, они просто стали невостребованы в новой жизни японцев. Старые мастера закрывали школы, некоторые оставались без средств к существованию и умирали в нищете.

Но свято место пусто не бывает. И уже молодой человек Дзигоро Кано, окончивший университет и работающий учителем литературы в школе для детей из привилегированных семей, начинает создание своей школы. И вот тут давайте рассуждать. Кано работает учителем в частной школе для детей из очень небедных семей. Скорее всего, он подошел к директору этого элитного заведения и предложил: «А давайте, дорогой наш директор, создадим еще и секцию боевых искусств, это и мне дополнительные часы и школе строчка в рекламном манускрипте». Директор подумал и решил опробовать идею. Так у Дзигоро Кано появился небольшой зальчик площадью около 20 метров квадратных и девять учеников, чьи родители хотели, чтобы их дети развивались еще и физически. Ну что же начало положено. Школа получила еще одно направление, пусть и факультативное. Дети развиваются, родители гордятся, а у Кано дополнительные часы, зал и ученики.

Получилось в одной школе, пойдем в другую

Но мы бы никогда не узнали кто такой Дзигоро Кано, если бы он не был хорошим тренером и учителем. Его ученики стали побеждать в соревнованиях, проводимых под эгидой Полицейского управления Токио. И сами понимаете, где-нибудь на совещание в японском ГОРОНО директора элитной гимназии похвали, а потом в кулуарах давай расспрашивать, что да как. И то тут, то там при школах стали открываться секции Дзигоро Кано, которые вскоре вошли в систему образования, вытесняя такой пережиток прошлого как кэндо.

Новое тогда единоборство, а на самом деле хорошо забытое старое стали использовать в армии и полиции. Мысль Кано понятна, нельзя сделать сложное массовым, поэтому из дзюдо убрано очень много элементов, что-то упрощено, что-то ограничено. И в итоге мы получили дзюдо в том виде, которое имеем сейчас. Завершая часть о Дзигоро Кано, стоит сказать, что успехом в развитии его дела было простое увлечение, а не тщеславие. Но не стоит забывать, что бесплатно работать он тоже не мог себе позволить. Предложение о факультативе для маленьких покемонов дало Кано прибавку к жалованью и возможность заниматься любимым делом. А в итоге все выросло в огромное движение.

Хисамори Такэноути – увидел, прибрал, записал

Но будем двигаться дальше. Если вы помните, то Дзигоро Кано занимался в юношестве дзюдзюцу (или джиу-джитсу, как вам удобнее) и именно в основе дзюдо оно и лежит. Давайте разбираться, откуда взялось это пресловутое дзюдзюцо. Что мы знаем из открытых источников? А то, что некий военный тактик и правитель провинции Мимасака по имени Хисамори Такэноути в 1532 году объединил различные боевые искусства, которые использовались в ближнем бою. Мало того что он это дело все собрал, классифицировал, обозвал на свой лад, так еще и обязал самураев и прочих военных этим заниматься. А про гражданских из бедных слоев нам сообщают, что не допускались они к обучению, ибо не вхожи были в самурайские школы.

В поисках создателей

Придется откатиться еще дальше в прошлое, чтобы найти нам создателя тех самых приемов, которые легли в основу дзюдзюцу. Но боюсь, вы все будете разочарованы. Основателем тех самых основ был простой крестьянин, может не один, может это была семья. Но именно крестьяне создали бросковую технику, которая легла в основу джиу-джитсу, а позднее и дзюдо.

Сейчас я спущу с небес на землю тех, кто считает самураев этакими благородными воинами без страха и упрека. Азиатскими рыцарями, готовыми сделать себе сэппуку, если вдруг сакура зацвела не в назначенный день. Окститесь милые, самураи это подневольный народ, который служил своему хозяину. И в военное время мечом махал, а в мирное тапочки хозяину приносил. Был у самураев и кодекс чести, Бусидо называется. В этом документе черными закорюками иероглифов было прописано: беспрекословно служить феодалу; признание военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена честь самурая и/или феодала; включал запрет лжи и привязанности к деньгам. А еще, был такой момент в Бусидо, что напасть самурай мог первым и даже на безоружного, и по поводу незначительному, коим могло быть хамство. А как оценить хамил человек или нет, если его уже порубали в капусту?

Нельзя деньгами, возьмем рисом

Это я все к тому веду, что самураю могло повезти с хозяином феодалом и жил он в довольствии. А могло не повезти. И тогда почему бы не воспользоваться своим положением и не потрясти крестьян на предмет миски риса и стакана сакэ. Про деньги думать нельзя, а вот натуральными продуктами взять всегда можно.

Вы видели когда-нибудь бросок через плечо? Знаете что за механика в этом броске? А я вам расскажу. Этот бросок первым сделал человек, который каждый день закидывал себе мешок на плечи, а потом его скидывал. Возможно, это был мельник, который разгружал сначала мешки с зерном, потом грузил мешки с мукой. Может это был сборщик бамбука, который закидывал себе на плечи вязанки нарубленных стволов. Истории неизвестно его имя, да и некогда простым людям заниматься записями, особенно, когда в большинстве своем они безграмотны.

Но вот чего у японцев не отнять, так это их созерцательности. Наш неизвестный науке герой, закидывая очередной мешок на плечи, очень явно представил самурая, которого точно так же закидывает, а потом бросает наземь. Попробовал с мешком, попробовал с односельчанами. Приходит время самурайского побора, а тут вместо риса с солью – захват, да об землю с оценкой иппон.

Иппон- самая высокая оценка, которой боец может достичь в японских боевых искусствах. Как правило в таких как дзюдо, карате или джиу-джитсу. С японского слово «иппон» переводится как «одно полное очко».

Накостыляли гопникам в латах так, что дорогу они надолго забыли. Ну а крестьяне – народ сметливый, и мастерство стал оттачивать холодными зимними вечерами, когда делать было нечего.

Самурай – мелкая боевая единица, которая своего мнения не имеет и следует строго по Бусидо. А вот военачальники самурайские поняли, что такое умение им пригодится. И отобрали среди крестьян самых мастеровитых и обучились. А так как они и грамоте обучены, и летописи вели, то и вошли в историю, как одни из создателей.

По одежке встречаем

Ну а теперь еще один аргумент в пользу крестьян. Вернемся снова в эпоху Дзигоро Кано. Если вы заметили, то есть упоминание, что дзюдо вытеснило такую дисциплину как кэндо. Немного справки, что это за чудо такое.

Кэндо – искусство фехтования, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом.

Да, это действительно пошло от самураев, а теперь посмотрите на форму одежды занимающихся кэндо. Это же практически одежда самурая, только без металлических пластин.

А теперь посмотрим на кимоно – куртка, штаны и пояс. Ничего не напоминает? Именно так и одевались крестьяне. То есть, откуда пошло искусство, оттуда и пришла форма для тренировок и соревнований. И как бы не говорили нам историки, что наука эта была доступна только для высших сословий, пришла она именно снизу. Как в кулинарии: блюда бедняков становятся фишкой дорогих ресторанов.

А Хисамори Такэноути, Дзигоро Кано, Мицуё Маэда и многие-многие другие – они конечно молодцы. Они донесли то, что придумано в глубокой древности. Но они всего лишь копирайтеры и хорошие маркетологи, если оценивать современным языком.

Дзигоро Кано - один из выдающихся представителей японской культуры, основатель дзюдо. Однако мало кто знает, что его заслуги не ограничиваются только этим: он занимался развитием образования не только в Японии, но и за ее пределами. Был популяризатором спорта, первым членом Международного олимпийского комитета, представляющим Азию.

Детство

Дзигоро Кано родился 28 октября 1860 года в префектуре Хего, Япония. Ему посчастливилось появиться на свет в обеспеченной семье.

Его отец, Дзиросаку Кирешиба, был 4-м сыном синтоистского священника, а его мать, Садако, была дочерью богатого пивовара. Дзигоро был их третьим сыном. В младенчестве его назвали Шинносуке, но впоследствии это имя заменили на Дзигоро. Он провел свое детство в деревне Микаге-мура с матерью, двумя старшими братьями и двумя сестрами.

Его мать умерла в 1869 году, когда Дзигоро было всего 10 лет. В то время в Японии происходили драматические события (в это время Эдо стал Токио). Дзигоро был отправлен вместе со своим отцом в столицу, когда ему было 11 лет. С самого раннего возраста мечта мальчика заключалась в том, чтобы отправиться в Эдо и сделать там себе имя.

Воспитанием детей занималась мать, именно от нее Дзигоро узнал о важности служения другим. Она была строга, прививая малышам хорошие манеры. С другой стороны, она также научила его нежности и сердечному отношению к другим.

У отца Дзигоро было свое дело, которое вынуждало его постоянно перемещаться между Эдо и Осакой. Позже, когда к власти пришло правительство Мэйдзи, он поступил на государственную службу.

Остро осознавая важность хорошего образования, он нанял конфуцианских ученых для обучения своих сыновей кандзи (китайские иероглифы) и каллиграфии. Отец был достаточно прогрессивен в своем мышлении, чтобы дать согласие на просьбу Дзигоро в возрасте 14 лет обучаться западным языкам и наукам в Икуэй Гидзюку.

Студенческие годы

Поступив в Икуэй Гидзюку, Кано жил в общежитии школы. В следующем году он поступил в Токийскую школу иностранных языков. Затем ее английский отдел независимым учреждением (правительственная школа английского языка), а Дзигоро начал посещать занятия там. Он окончил Государственную школу английского языка в 1875 году, а затем поступил в государственную школу Кайсей.В 1877 году она стала Токийским университетом, и Дзигоро взяли на первый курс (факультет письма). После его окончания Кано поступил в аспирантуру в качестве специалиста по философии и окончил ее в 1882 году в возрасте 22 лет. Будучи студентом Токийского университета, Дзигоро занимался несколькими видами спорта, в том числе гимнастикой, чтобы укрепить свое тело.

Личность

Он был перфекционистом и традиционалистом, но, в то же время, новатором, интернационалистом и человеком большой щедрости. Что более важно, он был известным педагогом и отцом современных видов спорта в Японии. Но прежде всего Дзигоро Кано был основателем дзюдо.В детстве Дзигоро был физически слабым. Его часто били местные хулиганы, поэтому он пытался укреплять свое тело как мог. Именно это в конечном итоге привело его к созданию дзюдо.На фото - Дзигоро Кано.

Период обучения джиу-джитсу

В возрасте 15 лет в 1875 году первая попытка Дзигоро начать изучение джиу-джитсу провалилась. После 18 лет он узнал, что многие из тех, кто раньше практиковал дзю-дзюцу, стали остеопатами, чтобы зарабатывать на жизнь в трудные времена. Основываясь на этой информации, Йигоро начал искать остеопатов, и его поиск, наконец, привел его в клинику под руководством Саданосукэ Яги, который действительно практиковал дзиу-джитсу. Дзигоро попросил об обучении, но пожилой Яги сначала отказал ему. Дзигоро упорствовал, и ему удалось передать старику свое жгучее желание укрепить тело.

Впечатленный рвением юноши, Яги смягчился и представил Дзигоро Хачиносукэ Фукуда. Тот принял Кано в свое додзе, и с этого момента началось обучение Дзигоро джиу-джитсу. Додзе Фукуды представляло собой комбинацию двух разных школ джиу-джитсу: Йошин рю и Синно синто рю.

Когда Дзигоро исполнилось 19 лет, восемнадцатый президент Соединенных Штатов генерал Улисс Грант посетил Японию. Демонстрация боевых искусств Японии была организована для того, чтобы развлечь генерала, и додзе Фукуда было выбрано местом для демонстрации. Перед генералом Грантом Дзигоро продемонстрировал «рандори» (свободный спарринг), и генерал был очень впечатлен зрелищем.

Вскоре после этого Фукуда умер. Его семья была впечатлена достижениями Дзигоро в додзе, и они попросили его стать преемником Фукуда. Затем Дзигоро стал владельцем додзе Фукуды.

Чтобы продолжить свое обучение, Дзигоро начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю под руководством Масатомо Исо. Он быстро получил звание мастера-инструктора и стал помощником инструктора.

Создание дзюдо

Когда Дзигоро исполнился 21 год, группа практикующих джиу-джитсу Ичимон Тоцука из школы Есин-рю провела демонстрацию джиу-джитсу в зале Токийского университета. Именно тогда он впервые понял, что каждая школа джиу-джитсу обладает своими уникальными сильными сторонами. Это осознание стало основой того, что впоследствии стало Кодокан дзюдо Дзигоро Кано. Масатомо Исо умер в следующем году, и, чтобы продолжить развитие джиу-джитсу, Дзигоро начал серьезно изучать другие его школы, чтобы максимально использовать его сильные стороны.

Когда двое его бывших мастеров умерли, он познакомился с Масао Ямамото, мастером школы Кито-рю, и попросил взять его в ученики, на что Ямамото ответил согласием. В возрасте 22 лет, в 1882 году, Дзигоро Кано стал преподавать в Гакусюине (университет в Токио), а также открыл собственный зал в храме Айшодзи. Используя деньги, которые он заработал, он подготовил додзе на 12 циновок, которое он назвал Кодокан.

В это время он также изменил название своей школы с «джиу-джитсу» на «дзюдо», тем самым положив начало Кодокан дзюдо. Собирая студентов и преподавая дзюдо, он начал включать в свою философию дзюдо принципы развития тела, разума и характера. В следующем году Дзигоро перенес свой додзе Кодокан сначала на склад Кобюнкан в районе Канда в Токио, а затем на другой участок в районе Коджимачи (Kojimachi Kaminiban-cho). Все это время он продолжал использовать знания, полученные в разных школах джиу-джитсу, чтобы совершенствовать свои собственные методы дзюдо для выведения из равновесия противника и проведения бросков.

Период развития дзюдо

В 27 лет Кано получил покровительство одного из японских аристократов, который интересовался философией дзюдо Дзигоро Кано, и тот смог переместить свое додзе на просторный участок в районе Фудзими (Кудансафуэ Фудзими-чо) в Токио. Это был также период его наиболее интенсивных исследований. Интерес к способам выведения из равновесия и броскам все увеличивался, и с каждым годом число людей, ходатайствующих о приеме в додзе Кодокан, росло. Студенты из додзе Кодокан начали участвовать в различных соревнованиях, а спустя некоторое время название Кодокан дзюдо признали практически повсеместно. В 1889 году, находясь на пути в Европу, 29-летний Дзигоро Кано продемонстрировал дзюдо на борту корабля, главным образом иностранным пассажирам. Они были поражены той легкостью, с которой человек мог бростить превосходящего его по весовым параметрам партнера. Сила Кодокан-дзюдо стала известна за пределами Японии. В 1893 году в районе Коисикава был построен новый додзе на 100 циновок. Туда были допущены первые иностранцы.

Работа в Гакусюине

Помимо создания Кодокан дзюдо, Кано также оставил впечатляющее наследие как «отец физического воспитания», так и как «отец образования». Еще в возрасте 23 лет, будучи учителем в Гакусюине, в дополнение к додзе Кодокан Дзигоро Кано школу репетиторства в Кано Юку и школу Кобун Гакуин с целью обеспечения всестороннего образования, в котором физические, ментальные и моральные аспекты были хорошо сбалансированы. Спустя год, учитывая наступающий век глобализации, он основал школу Кобюнкан для изучения английского языка.Глава Гакусюина любил Дзигоро, сделав его администратором школы в возрасте 26 лет. Таким образом, Дзигоро стал и профессором, и заместителем главы. В этом качестве он начал изучать образовательные системы других стран с целью дальнейшего развития образовательной системы Японии.

В 1891 году 31-летний Дзигоро был назначен советником министра образования, после чего он ушел из Гакусюина. Вскоре после этого он женился на Сумако, дочери видного китайского ученого, доктора Синичиро Такезоя. Впоследствии его назначили на должность директора подготовительной школы Дайго Кото Чугакко в городе Кумамото (Кюсю). Чтобы занять этот пост, он переехал в Кумамото сам, оставив свою жену в Токио.

Дзигоро и Лафкадио Хирн (Коидзуми Якумо)

Всегда горячий защитник физического, умственного и нравственного воспитания, Дзигоро организовал в своей резиденции додзе, где он преподавал студентам дзюдо, таким образом, посеяв семена Кодокан дзюдо в Кумамото. Он пригласил Лафкадио Хирна (Коидзуми Якумо), писателя ирландско-американского происхождения, чтобы преподавать английский язык в своей школе. У Дзигоро была еще большая мечта создать университет в Кюсю, но он был отозван в Токио, прежде чем он смог ее осуществить. Вернувшись в Токио в возрасте 34 лет, Дзигоро Кано занял пост директора отдела в Министерстве образования, а также занял должность директора подготовительной школы Дайичи Кото Чугакко (Колледж искусств и наук в Токийском университете). Он также являлся директором Высшей школы подготовки учителей, в результате чего одновременно выполнял обязанности, соответствующие трем должностям.

Поддержка образования в Китае

Дзигоро стремился содействовать образованию и в других странах.В возрасте 36 лет (1896) у него появились первые китайские ученики из Синкоку и обучил их японскому языку. Впоследствии, с целью обеспечения основы для образования в Китае, он обучал других китайских студентов из Гуаньдуна, Нанкина, Юньнани, Ганьсу и других городов.

Чтобы разместить приезжих студентов, Дзигоро основал школу Кобунгакуин, где обучалось около 8000 иностранцев. Затем они вернулись в Китай, чтобы развивать образование в своей стране. Дзигоро посетил Синкоку, когда ему было 43 года. Там его тепло приветствовали многие из тех, кого он обучал.

Период работы Дзигоро в Токийской школе повышения квалификации учителей

Дзигоро был назначен на пост директора в Высшей школе подготовки учителей, когда ему было 37 лет (1897). Учитывая, что ученики этой школы должны были стать преподавателями, Дзигоро стремился привлечь лучших учителей, чтобы обеспечить им отличное образование. Кроме того, он пригласил в школу замечательных инструкторов дзюдо и кендо для улучшения физического воспитания. Также поощрялось и плавание. Дзигоро беспрестанно искал другие способы улучшения методов обучения. В рамках своих усилий по подготовке учителей самого высокого уровня он обратился в министерство образования с просьбой продлить период обучения для получения сертификата от 3 до 4 лет.

Повышение значимости физического воспитания

С юности Дзигоро занимался различными видами спорта, чтобы укрепить свое тело, и был сторонником физического воспитания для студентов. Основываясь на философии, что физическая и умственная сила являются важными компонентами в формировании человека, Дзигоро обнаружил, что дзюдо - отличный способ преподавать этот принцип студентам.В рамках подготовки к участию Японии в Олимпийских играх в 1911 году была собрана первая национальная спортивная ассоциация Японии (Ассоциация физического воспитания Дай Ниппона), а 50-летний Дзигоро был назначен ее руководителем. В этом качестве Дзигоро работал над формированием японской команды. В 1921 году Дзигоро был назначен почетным председателем спортивной ассоциации Дай Ниппон, тогда ему шел 61 год.

Дзигоро Кано - первый член Олимпийского комитета из Азии

В 1909 году он был приглашен в качестве посла Японии во Францию, чтобы стать членом Международного олимпийского комитета. Барон де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, попросил посла найти подходящего человека для этой должности. Услышав, что это было желание барона де Кубертена, Дзигоро принял честь стать первым азиатским членом комитета. В то время ему было 49 лет, и он продолжал оставаться членом МОК до 77 лет.

Олимпийские игры, в которых Дзигоро участвовал в качестве члена МОК:

  • 1912, 51 год / 5-я олимпиада в Стокгольме, Швеция (первое участие).
  • 1920, 59 лет / 7-я олимпиада в Антверпене, Бельгия.
  • 1928, 67 лет / 9-я олимпиада в Амстердаме, Голландия.
  • 1932, 71 год / 10-я олимпиада в Лос-Анджелесе, США.
  • 1936, 76 лет / 11-я олимпиада в Берлине, Германия.

В 1935 году Кано получил премию Асахи за выдающийся вклад в области искусства, науки и спорта. Три года спустя он отправился на встречу МОК в Каире и добился того, чтобы Токио был номинирован на место проведения Олимпийских игр 1940 года, на которых дзюдо было впервые включено в программу.

Это было последним достижением Шихана, хотя мировая война отсрочила это событие на четверть века. По дороге домой с этой знаменательной конференции на борту SS Hikawa Maru 4 мая 1938 года Дзигоро Кано, основатель дзюдо, умер от пневмонии. Ему было 78 лет.

Цитаты Дзигоро Кано

Высказывания этого высокообразованного человека можно назвать обазцом японской мудрости:

Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.

Обдумывай тщательно, а действуй решительно.

Если ты упал семь раз, встань восемь.

Какова бы ни была цель — будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом — всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой. И этот принцип — оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленной на достижение конкретной цели.

Умей соотносить свои возможности с возможностями противника.

Завладевай инициативой. Обдумывай тщательно, а действуй решительно. Знай, где нужно остановиться.

Одержав победу, не заносись; потерпев поражение, не сгибайся, благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперед избранным путем.

Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений.

Принцип максимально эффективного использования тела и духа является основополагающим, который направляет всю технику дзюдо. Однако в нем заключено нечто большее.

Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, жизнь этого человека тщетна.

Вы занимаете руководящий пост — а значит, периодически вам приходится нанимать новых людей. И с большой долей вероятности вы при этом наступаете на те же грабли, на которые наступает большинство работодателей. В первую очередь абсолютное большинство рекрутеров в первую очередь смотрит на квалификацию сотрудника — его навыки, его стаж. Они по привычке пишут длиннющие списки […]

  • Покажите мне человека, который не задолбался. Доказано: умеренный стресс полезен. Не сильная и не постоянная тревога. Она «подогревает» мозг, нервные клетки, ответственные за долгосрочную память, начинают размножаться быстрее. Но полезен только умеренный стресс. Потому что от неумеренного стресса запускается атрофия участка мозга, который отвечает за самоконтроль. Ну и покажите мне человека, который разумно испытывает только […]

  • Когда в делах - я от веселий прячусь; Когда дурачиться - дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа. реплика Чацкого, «Горе от ума», Александр Грибоедов Конечно — ваш успех не определяется тем, как вы отдыхаете. Он определяется тем, как вы работаете. Но вот то, как вы работаете… как […]

  • Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то. И человек, который гордо заявляет, что […]

  • Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное. Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. […]

  • Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония-4 мая 1938) - мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

    28 октября 1860 года в Японии , в местечке Микаге, неподалёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он - Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы - борьбы дзюдо.С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Но, обладая огромной силой воли, Д. Кано усердно овладевал приёмами «дзю-дзютсу». Он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал - именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой.

    Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

    В 1877 году Кано нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1829-1880) из Тэнсин Синъё-рю. Здесь занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, которые ему преподал Фукуда.

    Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано, и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую успешно применил против Фукусимы и впоследствии назвал ката-гурума («мельница»).

    После смерти учителя Фукуды, Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъё-рю у Масамото Исо (1818 – 1881). Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных ката и получить значительный опыт рандори – в додзё Масамото занималось тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера, и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому.

    В 1881 году, после смерти Масамото, Кано вновь остался без учителя. На этот раз он отправился учиться к Цунэтоси Ийкубо (1835-1889) из Кито-рю. Во времена Кано Кито-рю сосредоточивалась, в первую очередь, на нагэ-вадза, техниках броска. Как стиль, так и содержание обучения в Кито-рю существенно отличались от принципов Тэнсин Синъё-рю, и Кано был очень рад познакомиться с новым подходом к дзю-дзюцу.

    В своих воспоминаниях Кано говорит: «У Мастера Фукуды я научился тому, какой должна быть работа моей жизни; у Мастера Масамото я научился тонкой природе ката; у Мастера Ийкубо я освоил множество приемов и научился важности своевременности».

    Посвящая тренировкам все вечера, Кано не менее усердно погружался днем в книги, получая в Токийском университете отличные оценки.

    Кано закончил Токийский университет в 1881 году, но остался там для дальнейшего обучения еще на год. В феврале 1882 года он перебрался в Эйсё-дзи, небольшой буддистский храм секты Дзёдо в районе Симо-тани города Токио. Там, в возрасте двадцати двух лет, он основал Кодокан, «Институт Изучения Пути».

    В 1891 году Кано, которому исполнился тридцать один год, решил, что пришла пора обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ.

    В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и в конце концов добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр.

    Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма.

    Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства (дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много лет после смерти Кано).

    В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

    В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

    В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо; он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

    В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

    Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

    Дата: 2012-06-19

    Отец дзюдо Дзигоро Кано появился на свет 28 октября 1860 года в Микаго, Япония. В 1871 году, к тому времени, когда Кано было 11 лет, его семья переезжает в Токио, там он оканчивает среднюю школу и поступает в имперский институт Токио. Решение отдать себя дзю-дзюцу появилось у него к 18-ти годам. Дзигоро, не отличавшийся превосходными физическими данными, сумел в небольшие сроки изучить тяжёлую технику бросков и захватов. Все азы мастерства он взял у своего наставника Яги Тэйноскэ. Помимо этого, он учился у множества известных мастеров, в том числе Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю, Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо.

    В 1882 году Кано Дзигоро открывает собственную спортивную школу Кодокан при храме Эйсе в Токио. Кано упорно трудился над своей системой, развивая её. Помимо продвижения дзюдо Дзигоро читал биографии и книги мастеров дзю-дзюцу, дэнсё, исследовал и сравнивал свои занятия с другими школами. Его обучение нельзя назвать узконациональным, оно было продуманно на долгие года, а также для широкого круга населения. В январе 1883 года Кодокан перемещается из храма Эйсе в скромный небольшой зал. Новый зал был небольшим, вследствие этого Кано сделал к помещению пристройку. В конце 19 столетия представители джиу-джитсу, ощущая опасность со стороны дзюдо, объявили Дзигоро Кано войну. Эти годы оказались довольно непростыми для дзюдо, которое сражалось за право первенства в Стране восходящего солнца, чтобы быть обязательным составляющим культуры страны. В течение несколько лет Кано достиг, чего желал, и приступил к выполнению следующего плана – он хотел, чтобы о его учении узнал весь мир.

    13 сентября 1989 года Дзигоро Кано начал направлять дзюдо на запад. Он поехал в Европу для изучения имеющейся там системы физического воспитания и для того, чтобы познакомить людей с дзюдо. К этому времени у себя на родине дзюдо стало традиционной формой обихода, в том числе и неотъемлемым предметом в школьных и институтских программах. Активно открывались отделения Кодокана. В следующем году Кано приехал в европейские города: Берлин, Стокгольм, Роттердам, Лондон, Париж, Брюссель, Амстердам и Лион. Его поездки принесли свои плоды. За рубежом стали открываться отделения и школы дзюдо, учителя, мастера и спортсмены начали выезжать в другие страны, на показательные состязания, стал происходить обмен опытом. Самое интенсивное становление дзюдо было во Франции, где Кано первый раз показал свою технику. По мастерству дзюдоистов Франция одна из первых стран в Европе. В последнее время жизни Кано начал сильно болеть, у него болели внутренние органы, и развился шейный радикулит. Великий мастер дзюдо, возвращаясь, домой на судне после своей очередной поездки, заболел тяжёлым воспалением лёгких и погиб 4 мая 1938 года. После его гибели распространением дзюдо стал заниматься его сын, Рисеи Кано.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама