THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Упражнение “Трубочка”

Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. С его помощью дети учатся развивать мышцы губ. Воспитатель собирает детей в полукруг или рассаживает на стульчики. Затем сам садится напротив детей таким образом, чтобы воспитателя видели все. Далее педагог предлагает детям картинку, на которой изображена дудочка или трубочка. Затем воспитатель говорит детям: “Ребятки, а давайте-ка мы с вами попробуем изобразить с помощью мимики трубочку”. Воспитатель на собственном примере показывает, как правильно изобразить трубочку с помощью мимики. Затем предлагает детям самим попробовать изобразить трубочку, они складывают губы в трубочку и пытаются их вытянуть.

2. «Игра в прятки» Упражнение используется для активизации корня языка. Для проведения этой игры дети рассаживаются так, чтобы все видели педагога. А он, в свою очередь, должен объяснить детям ход игры. Для этого он сам показывает детям, как правильно выполнять движения языком. Воспитатель должен следить при выполнении этого упражнения за посадкой детей и за тем, чтобы корень языка во время упражнения находился направленным вниз, а рот - открытым. Далее начинается сама игра. Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки, но не самим, а язычкам, затем сам показывает, как играть язычком, а дети повторяют за ним.

3. Упражнение “Накорми птичку”

Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики, а также с его помощью развивается нижняя челюсть ребенка. Воспитатель рассаживает детей в полукруг, а сам усаживается напротив, лицом к детям - так, чтобы его видели все. Он показывает детям картинку: птица кормит своих маленьких птенчиков, которые на картинке изображены с открытыми клювами. Далее педагог предлагает детям: “Дети, давайте поиграем в птичек. Я буду птицей-мамой, а вы моими птенчиками. Я вам буду приносить и давать в ротики еду, а вы как птенчики на картинке открывайте свои ротики”. Далее дети по команде воспитателя начинают то открывать, то закрывать рты.

4. Упражнение “Сладкий мед”

Это упражнение, как и предыдущее, направлено на развитие мышц языка, т.е. артикуляционной моторики. Дети рассаживаются на стульчики в ряд, а воспитатель садится напротив, лицом к детям. Далее воспитатель показывает им картинку с изображением девочки, которая кушает мед и от восхищения вкусом облизывает рот. Воспитатель предлагает детям поиграть в такую девочку. Он говорит детям: “Детишки, а давайте поиграем в эту игру”. Показывает, как нужно сидеть, вести себя и показывает им, как работать языком во время проведения этого упражнения. Детям необходимо объяснить, что языком можно работать только вверх и вниз (но не в стороны) и при этом не втягивать в рот нижнюю губу. Далее в конце упражнения воспитатель объявляет кто из детей “лучше слизывал мед” и дает ему фант, например, звездочку или флажок.


5. Упражнение “Округляем ротики”

Данное упражнение направлено на разработку мышц языка. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и показывает, как правильно нужно округлить ротики. Можно детям показать несколько картинок с предметом, похожим на букву “о”, например, это может быть картинка с изображением бублика, круглого солнышка, мяча и т.п. Воспитатель сам показывает, как нужно играть ротиком, чтобы он получился округлым, а затем уже сами дети пробуют повторить за воспитателем. Проводящий упражнение должен следить за тем, чтобы дети не напрягались, и чтобы при произношении звука “о” дети не выпячивали нижнюю челюсть.

6. Упражнение “Жил - был язычок”

Данное упражнение способствует развитию мышц языка у детей. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и начинает рассказывать им сказку о язычке. В процессе рассказа воспитатель показывает определенные движения с помощью языка. Воспитатель рассказывает: “Как-то раз веселый язычок, захотел пройтись погулять и посмотреть на мир. Он открыл свой домик и высунул свою голову наружу (в этот момент воспитатель высовывает язык и просит высунуть его детишек), посмотрел на то, как радостно и весело светит солнышко (воспитатель и дети поднимают язык вверх), затем наш язычок посмотрел вниз - нет ли луж под ногами (язык направлен вниз)”. И так сказку можно продолжать сколько угодно, главное, чтобы дети точно подражали воспитателю. Для похожего упражнения можно выбрать или сочинить самому любую сказку. Здесь также можно попросить детей поработать языками, имитируя лакание молока кошкой или собакой.

7. Упражнение “Часики”

Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. Детей необходимо рассадить на стульчики в один ряд, а воспитателю сесть напротив детей, лицом к ним. Взрослый готовит рассказ о часах с маятником, которые хорошо ходили. И предлагает детям изобразить языком - как ходят часики. Воспитатель вначале сам показывает языком движения маятника (он высовывает язык и начинает делать им движения в разные стороны). Затем просит детей повторить те же движения, но под его диктовку хода часов, например, воспитатель начинает произносить “тик” - язык направлен в одну сторону, “так” - язык переходит в другую сторону. Еще необходимо объяснить детям, что когда они будут изображать часики, нельзя языком прикасаться к зубам.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 39

(младшая – подготовительная группы, на весь учебный год)

Составитель: Кавыева Юлия Валерьевна

музыкальный руководитель

Ревда. 2016 г.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Артикуляционная игра

Лепим пирог


похлопать губами по языку,

Песенка кота

И уютно так урчит: «Мррр»

Фонопедическое упражнение

Трактор М. Погарский

Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек.

Он сегодня нам помог домой доехать без дорог.

Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т)

с разной динамикой и темпом.

Октябрь

Артикуляционная игра

«Футбол»

Колыбельная

Кукла Катя спать пошла,
Я спою ей: «А-а-ааа».

Кукла Катя засыпай:

«Баю-бай, баю-бай».

Фонопедическое упражнение

Хохотушки

Дети громко смеются и хихикают.

Под березой на опушке хохотали две подружки.

Хохотали, хохотали, чуть от смеха не упали!

Ноябрь

Артикуляционная игра

Качели

дотянуться кончиком языка

до носа и до подбородка.

Бегемот

(низкий грудной звук «А»)

Он болото стережёт, «Ааааа»
Низким голосом поёт: «Ааааа»

Фонопедическое упражнение

Корова

Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»

Декабрь

Артикуляционная игра

Лошадка

пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

Ночная песенка Филина

Фонопедическое упражнение

Погреемся

Январь

Артикуляционная игра

Комарик

язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

Песенка про смех

Фонопедическое упражнение

«На лошадке» Н. Бакозаде

Февраль

Артикуляционная игра

Трубочка

сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

Машина

Мы в машину сядем, дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно

Заведём мотор. со звуком голоса

повезёт машина нас

За большой забор.

На машине ехали,
Город весь проехали.

Проезжали косогор –

У неё заглох мотор. замолкают

Фонопедическое упражнение

«Ворона». В. Степанов

Особа всем известная, она - крикунья местная.

Увидит тучку темную, взлетит на ель зеленую и смотрит, словно с трона, Ворона...

Дети протяжно произносят: «Ка-а-р-р!» - сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

Март

Артикуляционная игра

Шарик

перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«САМОЛЁТ»

Полетит наш самолёт, дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно
К облакам нас унесёт.
сомкнутые, вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука

С ветерком там поиграет

И на землю всех вернёт.

Фонопедическое упражнение

Пчела

Апрель

Артикуляционная игра

Полоскание

надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

Лошадка

На лошадке верхом дети щёлкают языком, изменяя форму губ (вытягивают

Все поскачем мы потом. трубочкой, растягивают в улыбке)

Не пора ль остановиться?

Тпру-у-у!

Фонопедическое упражнение

Песня

Май

Артикуляционная игра

Рыбка

Поезд

Поезд подаёт сигнал – тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал.

Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт.

Фонопедическое упражнение

«Поспать бы!». Н. Пикулева

Добра молодца на руках ношу, на руках ношу да поглядываю:

Спят ли глазоньки простодушные? Спят ли рученьки непослушные?

Ой, спят, спят, спят, раста-а-а-яли... Все веселье на потом оста-а-а-а-вили...

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Сентябрь

Артикуляционная игра

Громче – тише

Раз два три четыре пять –

Начинаем подпевать

(вверх по звукоряду гаммы)

(гамма вниз)

Поезд

Поезд подаёт сигнал – тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал. произносят «чух-чух» с ускорением (замедлением темпа)

Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт. произносят на выдохе «пш-ш-ш»

Фонопедическое упражнение

Резиновая игрушка

Октябрь

Артикуляционная игра

Большой и маленький

По дороге быстро мчится

Грузовик большой

В садик хочет он доставить

Кашу нам с тобой.

Вдалеке за ним несётся

Малый грузовик

Просто он за старшим братом

Поспешать привык!

(3-4 строка – вибрировать

в высоком регистре)

Песенка Слоника

Фонопедическое упражнение

Капризка

Ноябрь

Артикуляционная игра

Прогулка

Раз два три четыре пять

Язычок пошёл гулять

(высунуть язык)

Посмотрел наверх и вниз,

Начертил кружок, повис

(движения по тексту…)

В домик спрятался и там

Погулял он по щекам

(проткнуть щёки по очереди)

Непослушный язычок

Отругаем мы чуток:

Покусаем, пожуём,

И немного отдохнём!

(движения по тексту)

Матрёшка

Фонопедическое упражнение

«На лошадке» Н. Бакозаде

Я на прутике скачу. - Чу, моя лошадка, чу! Я кормлю тебя досыта, подковал твои копыта,

Хвост пушистый расчесал, гриву лентой подвязал. Точно ветер я лечу. - Чу, моя лошадка, чу!

Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью.

Декабрь

Артикуляционная игра

Язычок сердиться



Бегемот

(низкий грудной звук «А»)

Разхадаётся из болота «Ааааа»

Он болото стережёт, «Ааааа»
Низким голосом поёт: «Ааааа»

Фонопедическое упражнение

Погреемся

Мерзнут на ветру ладошки, мы погреем их немножко…

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом - «А-а-а».

Январь

Артикуляционная игра

Футбол

движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

Колыбельная

(протяжный, нежный, убаюкивающий звук «А»)

Кукла Катя спать пошла,
Я спою ей: «А-а-ааа».

Кукла Катя засыпай:

«Баю-бай, баю-бай».

Фонопедическое упражнение

Активно и СИЛЬНО произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».

Февраль

Артикуляционная игра

Вкусное варенье

круговое скользящее движение языка по губам;

Песенка Пони

Фонопедическое упражнение

Март

Артикуляционная игра

Прятки

Песенка Крокодила

Нет у бедного друзей, «Хххх»


Хриплым голосом поёт! «Хххх»

Фонопедическое упражнение

«Таня плачет». А. Барто

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

Апрель

Артикуляционная игра

Часики



предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы»

Песенка Петушка

Мой игрушечный пету - ух

Развивает утром слу - ух!

Песню слышно далеко – оооо!

«Кукареку! Ко-ко-коооо!»

Фонопедическое упражнение

«Трактор». М. Погарский

Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек. Он сегодня нам помог домой доехать без дорог. Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т) с разной динамикой и темпом.

Май

Артикуляционная игра

Качели



Песенка кота

Кот на солнышке лежит, «Мррр»

И уютно так урчит: «Мррр»

Где же песенка звучит? «Мррр»

Вот загадка – кот молчит! «Мррр»

Фонопедическое упражнение

Мартышки

Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими в, разные стороны, строя гримасы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Артикуляционная игра

Жаба Квака

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

(потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала.

(дети зевают)
Травку сочную сжевала

(имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а!

(произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Бегемот

(низкий грудной звук «А»)

Раздаётся из болота «Ааааа»

Он болото стережёт, «Ааааа»
Низким голосом поёт: «Ааааа»

Фонопедическое упражнение

Динозаврик




Октябрь

Артикуляционная игра

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Песенка про смех

Все игрушки любит смех –

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Это хаханьки для всех –

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Им смешинка в рот попала –

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

И в животике застряла –

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Мишки весело хохочут –

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Го-го-го, го-го-го!

А мартышки верещат –

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Фонопедическое упражнение

Резиновая игрушка

(на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто. Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Она сказала: -Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: - С-с-с-с!

3атем сказала: -Х-х-х-х! Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: - К-к-к-к! И так обычно: - Т-т-т-т!

Потом легонько: - П-п-п-п! И очень твердо: - Б-б-б-б!

Жужжала тихо: -Ж-ж-ж-ж! И вовсе сдулась:


Ноябрь

Артикуляционная игра

Часики


Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения

сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Поезд

Поезд подаёт сигнал – тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал. произносят «чух-чух» с ускорением (замедлением темпа)

Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт. произносят на выдохе «пш-ш-ш»

Фонопедическое упражнения

Капризка

Я не буду убираться! Я не буду кушать! Целый я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У_у!», а потом визжат: «И-и!» в разных регистрах.

Декабрь

Артикуляционная игра

Прятки

чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

Песенка Слоника

Слоник песенки любил:

«Ннн-ннн, ннн-ннн» (гнусавят)

Слоник хоботом трубил:

«Ннн-ннн, ннн-ннн»

Песня в хоботе нашлась:

«Ннн-ннн, ннн-ннн»

«Ннн-ннн, ннн-ннн»

«Ннн-ннн, ннн-ннн»

Мне почистит хоботок.

«Ннн-ннн, ннн-ннн»

Фонопедическое упражнение

Погреемся

Мерзнут на ветру ладошки, мы погреем их немножко…

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом - «А-а-а».

Январь

Артикуляционная игра

Вкусное варенье

круговое скользящее движение языка по губам;

Песенка Петушка

(глиссандирующее, непрерывное звучание снизу вверх для самопроизвольного переключения регистров – фонопедического порога)

Мой игрушечный пету - ух

Развивает утром слу - ух!

Песню слышно далеко – оооо!

«Кукареку! Ко-ко-коооо!»

Фонопедическое упражнение

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».

Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Прошла ее пора. «В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится. «Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора: «У -у-у-ух!» Глиссандо вверх.

Февраль

Артикуляционная игра

Футбол

движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

Матрёшка

Ты, Матрёшка, попляши.

«Ух-ах, ух-ах»,

Нам платочком помаши

«Ух-ах, ух-ах».

Мы похлопаем в ладоши

«Ух-ах, ух-ах».

И попрыгаем немножко

«Ух-ах, ух-ах»

(движения – по тексту песни: «пружинка», хлопки, прыжки. На «ух» - взмах платочком вверх вместе с голосом. На «ах» голос с платочком опускается вниз)

Фонопедическое упражнение

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос, шумный выдох в

Носик погреем, подышим скорее. ладошку, которой прикрыто лицо.

Отогрели нос, Глубокий вдох через нос, втянуть

А подбородок замерз. нижнюю губу под верхнюю, бесшумно

длительно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем: Дышим веселее! Выдох на ладошки со слогом «фш».

Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! Выполняют приседания, произнося «ух».

Налетел вдруг ветерок, шаловливый паренек.

Снежинки в небо он поднял и с ними вальс затанцевал.

Март

Артикуляционная игра

Язычок сердиться

упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.



Ночная песенка Филина

(координация движений вместе со звуковысотным слухом)

Ухал, охал, ахал Филин: «У-ууууух! У-уууух!»

Эхо слышалось в лесу. «У-ууууух! У-уууух!»

Звери в страхе разбежались, «У-ууууух! У-уууух!»

Песни Филина пугались! «У-ууууух! У-ууух!»

(исполняется низким таинственным звуком, гласные все произносятся «большим ртом». Первый звук «у» - низко, «ууух» - понимался вверх глиссандо с резким выдохом на звуке «х»)

(Важная роль в игре – движения, руки - «крылья» вверх – высокий звук, вниз – низкий)

Фонопедическое упражнение

Посчитаем

Апрель

Артикуляционная игра

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить

на слова: «вверх – вниз».

Песенка Петушка

(глиссандирующее, непрерывное

звучание снизу вверх для самопроизвольного переключения регистров – фонопедического порога)

Мой игрушечный пету - ух

Развивает утром слу - ух!

Песню слышно далеко – оооо!

«Кукареку! Ко-ко-коооо!»

Фонопедическое упражнение

Динозаврик

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Май

Артикуляционная игра

Часики


Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы»;

сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Поезд

Поезд подаёт сигнал – тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал. произносят «чух-чух» с ускорением (замедлением темпа)

Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт. произносят на выдохе «пш-ш-ш»

Фонопедическое упражнение

Капризка

Я не буду убираться! Я не буду кушать! Целый я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У_у!», а потом визжат: «И-и!» в разных регистрах.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Сентябрь

Артикуляционная игра

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Ночная песенка Филина

(координация движений вместе со звуковысотным слухом)

Ухал, охал, ахал Филин: «У-ууууух! У-уууух!»

Эхо слышалось в лесу. «У-ууууух! У-уууух!»

Звери в страхе разбежались, «У-ууууух! У-уууух!»
Песни Филина пугались! «У-ууууух! У-уууух!»

(исполняется низким таинственным звуком, гласные все произносятся «большим ртом». Первый звук «у» - низко, «ууух» - понимался вверх глиссандо с резким выдохом на звуке «х»)

(Важная роль в игре – движения, руки - «крылья» вверх – высокий звук, вниз – низкий)

Фонопедическое упражнение

Пчела

У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар!

«Хорошо, любой поймет, если есть зимою мед!» В. Сибирцев

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «3-з-з».

Октябрь

Артикуляционная игра

Чудный дом

Вдоль заборчика идём

(показать сомкнутые зубки)

Видим длинный круглый дом

(вытянуть губы трубочкой)

Приоткроем мы окно (открыть рот)

В доме тихо и темно…

Налетел вдруг ветерок – (подуть)

Хлоп! Окошко на замок.

(втянуть губы внутрь)

Песенка Петушка

(глиссандирующее, непрерывное звучание снизу вверх для самопроизвольного переключения регистров – фонопедического порога)

Мой игрушечный пету - ух

Развивает утром слу - ух!

Песню слышно далеко – оооо!

«Кукареку! Ко-ко-коооо!»

Фонопедическое упражнение

Паровоз привез нас в лес

Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками - Чух-чух-чух!

Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь - П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф

свернувшийся в клубок ежик. Где же носик? Не поймешь. 3вук и взгляд направлять соответственно тексту - Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! опускать со звуком. Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

Сесть и сладко позевать. стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Ноябрь

Артикуляционная игра

Прогулка

Раз два три четыре пять

Язычок пошёл гулять

(высунуть язык)

Посмотрел наверх и вниз,

Начертил кружок, повис

(движения по тексту…)

В домик спрятался и там

Погулял он по щекам

(проткнуть щёки по очереди)

Непослушный язычок

Отругаем мы чуток:

Покусаем, пожуём,

И немного отдохнём!

(движения по тексту)

Песенка про смех

Все игрушки любит смех – Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Это хаханьки для всех – Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Им смешинка в рот попала – Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

И в животике застряла – Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Мишки весело хохочут – Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

А мартышки верещат – Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Фонопедическое упражнение

Филин

Филин серый, филин старый, а глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин, а при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося: «Бы-бы-бы».

Декабрь

Артикуляционная игра

Большой и маленький

По дороге быстро мчится

Грузовик большой

(1-2 строка – вибрация губ, озвученная в низком регистре)

В садик хочет он доставить

Кашу нам с тобой.

Вдалеке за ним несётся

Малый грузовик

Просто он за старшим братом

Поспешать привык!

(3-4 строка – вибрировать

в высоком регистре)

Песенка Слоника

Слоник песенки любил: «Ннн-ннн, ннн-ннн» (гнусавят)

Слоник хоботом трубил: «Ннн-ннн,ннн-ннн»

Песня в хоботе нашлась: «Ннн-ннн,ннн-ннн»

Мне почистит хоботок. «Ннн-ннн,ннн-ннн»

Фонопедическое упражнение

Песня

Очень любим песни петь, только слов не знаем. Но зато старательно рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!».

Январь

Артикуляционная игра

Громче – тише

(пропеваем по звукам мажорной гаммы)

Раз два три четыре пять –

Начинаем подпевать

(вверх по звукоряду гаммы)

Громко мы сейчас начнём и до шёпота дойдём

(гамма вниз)

Матрёшка

Ты, Матрёшка, попляши. «Ух-ах, ух-ах»,

Нам платочком помаши «Ух-ах, ух-ах».

Мы похлопаем в ладоши «Ух-ах, ух-ах».

И попрыгаем немножко «Ух-ах, ух-ах»

(движения – по тексту песни: «пружинка», хлопки, прыжки. На «ух» - взмах платочком вверх вместе с голосом. На «ах» голос с платочком опускается вниз)

Фонопедическое упражнение

Гласные

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

Февраль

Артикуляционная игра

Рыбка

втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Песенка Крокодила

В реке, где много ила, «Хххх»

Слышна песня крокодила «Хххх»

Вот проблема, вот напасти! «Хххх»

Все боятся страшной пасти! «Хххх»

Нет у бедного друзей, «Хххх»
Ищет он их много дней. «Хххх»

Крокодил лишь слёзы льёт, «Хххх»
Хриплым голосом поёт! «Хххх»

Фонопедическое упражнение

Надо горло полоскать

Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы вправо-влево.

Март

Артикуляционная игра

Хоботок

губы сомкнуть и вытянуть вперёд, двигать ими вверх, вниз, в стороны, круговые движения, зубы всегда сомкнуты.

Песенка Пони

Мой пони весёлый бежит по дорожке – «цокают»

И резво бегут его быстрые ножки – «цокают»

Мы смело на пони поедем верхом – «цокают»

Игрушечный город объедем кругом – «цокают»

Ритмично и мерно копытца стучат - «цокают»

И песенкой ритма ребят веселят - «цокают»

И песенка та раздаётся кругом - «цокают»

А мы все пощёлкаем ей язычком - «цокают»

Фонопедическое упражнение

«Лев» Хилэр Беллок

Отважен, строен и силён живёт в пустыне лев, у льва большая голова и очень страшный зев.

Он может когти обнажить и грозно зарычать, и деткам маленьким никак со львом нельзя играть!

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

Апрель

Артикуляционная игра

Бублик

хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

«БЕГЕМОТ»

(низкий грудной звук «А»)

Разхадаётся из болота «Ааааа»

Он болото стережёт, «Ааааа»
Низким голосом поёт: «Ааааа»

Фонопедическое упражнение

Паровоз привез нас в лес

(комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей)

Выполнение упражнений можно сопровождается показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками. Чух-чух-чух!

Там полным-полно чудес. Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе, одно-

временно постукивая пальцами по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь -П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

свернувшийся в клубок ежик. Где же носик? Не поймешь. 3вук и взгляд направлять соответственно тексту. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

Детям меда принесла: З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток: З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок: З-з-з! З-з-з!

Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят, Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на вдохе,

Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! опускать со звуком. Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

Сесть и сладко позевать. стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и

деятельность головного мозга.

Май

Артикуляционная игра

Месим тесто

размять язык зубами

Песенка Кота

Кот на солнышке лежит, «Мррр»

И уютно так урчит: «Мррр»

Где же песенка звучит? «Мррр»

Вот загадка – кот молчит! «Мррр»

Фонопедическое упражнение

Посчитаем

Например: 1 - шепотом, 2 -тихо, 3 -громче, 4 - еще громче и т. Д.

Закладка речевого развития начинается в семье. Поэтому задача близких создать условия, чтобы ребенок успешно освоил речевой навык. Ведь недостатки в будущем приводят к таким проблемам, как неумение выражать мысли, и низкая успеваемость в школе. Все дети, которые плохо владеют речью, плохо учатся. Но, в игровой форме все дети с удовольствием учатся говорить.

АРТИКУЛЯЦИонная гимнастика

Артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры - сказки о Язычке . Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

Движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

Действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

Выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

Прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.

Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)

А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)

Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик.

В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Третья Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".) Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".) Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".) Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".) Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Четвертая Сказка про Язычок.

Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка - вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра

В гости к тётушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя")

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок - цок - цок - цок - цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная -
Просто объедение -
Ням - ням - ням - ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("болтушка")).

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр - бррр - бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;
Пя - пя - пя - пя - пя - пя
Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Елена Кривошта

Дидактические игры и задания » .

Цель : тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата : губ, щек, языка.

Речь ребенка к подготовительной группе детского сада должна быть чистой, понятной, четко произносить все звуки родного языка. Но к сожалению многие дети сами не выговариваются, приходится родителям водить на специальные занятия к логопеду. Что бы речь детей была чистой и правильной на занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях с детьми проводим артикуляционную гимнастику . Дети с большой охотой выполняют задания , когда им показываем картинки какое упражнение нужно выполнить. Предлагаю вашему вниманию некоторые из картинок .

Лягушки. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. удержать губы в таком положении до счета 5(10, затем губы вернуть в исходное положение.

Индюк. Улыбнуться, открыть рот,язык поднять к верхней губе и загнуть вверх двигать языком по верхней губе вперед - назад, произнося : была, была, была.


Бегемотики. Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5(10, потом закрыть рот. повторить 3 - 4 раза.


Слон. Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5(10) .


Змея. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать 3 - 4 раза.


Гриб. Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт.


Чашка. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки.


Блинчики. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно, под счет 5 (10) 3 - 4 раза.


Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой "надувались мячики".

Публикации по теме:

Из опыта работы могу точно сказать, что артикуляционная гимнастика для наших детей логопатов является основой всех основ. Мы знаем, что.

1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной.

«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект Педагогический проект (познавательно-эмпирический). «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика - это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.

Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: - сомкнуть.

Дидактические игры и задания по математике. Дидактическая игра служит для лучшего запоминания пройденного материала. Знания, полученные.

Дорогие родители!

Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.

Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.

Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.

Желаю удачи!

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики

· Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.

· Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

· Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.

· Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

· Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

· Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.

· Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.

· Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.

· Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.

· Рисовать по точкам, пунктирным линиям.

· Пришивание пуговицы иголкой.

· Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и на аккуратность.

· «Заготавливаем капусту»

Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим! (2р.) — прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз. — Мы капусту режем! (2р.) — энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад. — Мы капусту солим! (2р.) — пальцы собраны «щепотью», «солим капусту». — Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. — Мы морковку Трём! (2 р.) — пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

· «Замок»

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.) -Кто его открыть бы смог? — Потянули! (Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.) — Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.) — Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) И — открыли! (Расцепить пальцы.)

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

Хоботок

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Иголочка Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Горка Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Трубочка Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Часики

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Учитель-логопед
Азарова О. Н.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама