THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ВВС: песня о прерванном полёте

"Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел - не узнал". Строки Владимира Высоцкого будто специально писались о гибели легендарной команды ВВС.

В наших рассказах об истории отечественных хоккейных чемпионатов придется сделать отступление от темы. Слишком уж тяжела была та трагедия, случившаяся более 60 лет назад...

ВВС - Ватага Василия Сталина

Трагедии в спорте – явление нередкое. Часто приходится слышать о тяжёлых травмах, болезнях, слишком ранней гибели спортсменов. Но отдельной строкой в этом чёрном списке стоят авиакатастрофы, жестокие и непоправимые удары судьбы, уносящие жизни не просто спортсменов, но и целых команд. В 1979 году при столкновении самолетов над Днепродзержинском разбился футбольный «Пахтакор», за 18 лет до этого при посадке в Брюсселе погибли более 30 фигуристов и тренеров сборной США. Весь мир помнит трагедию 1958 года с «Манчестер Юнайтед». Ну а в истории хоккея самой печальной и трагической датой остаётся 7 января 1950 года, когда в свердловском аэропорту «Кольцово» потерпел крушение самолёт «Ли-2» («Дуглас»), пассажирами которого были 11 хоккеистов знаменитой команды ВВС - цвет и гордость советского хоккея.

Эту команду собирал по крупицам не кто-нибудь, а сам генерал Василий Сталин , сын вождя и отца всех народов, страстный любитель командных видов спорта. В 50-е годы Василий, сам военный лётчик, командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. Его идеей-фикс было создание мощнейшего в стране спортивного общества, объединявшего в себе лучших игроков страны в самых разных видах спорта. Обладая огромными возможностями, генерал не скупился на обещания для спортсменов, которые по большому счёту получали немногим больше среднего рабочего. И, к чести Василия Иосифовича, слово своё он держал – попавшие под его опеку таланты получали квартиры, льготы, хорошие условия для тренировок, уверенность в завтрашнем дне. Любимцем Сталина-младшего был великий Всеволод Бобров, одинаково прославившийся как футболист и хоккеист. В первую команду военных лётчиков он так и не успел влиться полностью, но для второй стал основой и стержнем.

В те годы аббревиатуру «ВВС» любители хоккея и журналисты расшифровывали по-разному от уважительного «Великая Верность Спорту» или «Выдающиеся Великие Спортсмены» до ироничного «Взяли Весь „Спартак“ или „Ватага Василия Сталина“. К моменту страшного происшествия „лётчики“ носили титул вице-чемпионов страны.

Чёрный январь

7 января, в первой половине дня, 11 хоккеистов ВВС, их врач, массажист, а также шесть членов экипажа вылетели специальным рейсов в направлении Челябинска, где у москвичей была запланирована встреча с местной командой „Дзержинец“ (нынешний „Трактор“). Погода с самого начала предостерегала от полёта на Урал. Атмосферный фронт не позволил воздушному судну с первой попытки долететь до Челябинска, и спортсменам пришлось экстренно садиться в Казани. Здесь перед новым капитаном команды Борисом Бочарниковым , который в то время был одним из лучших защитников страны, встал выбор – продолжать полёт или пересесть на поезд. До пункта назначения оставалось совсем немного, и на свою беду Бочарников выбрал первый вариант. В 90-е годы ходили слухи, что Василий Сталин был виновен в гибели хоккеистов, так как дал свой самолёт и приказал лететь. Но впоследствии выяснилось, что Борис Михайлович, хоть и посоветовался с начальником, решение всё же принимал сам. До игры оставалось ещё четыре дня, но капитан был трудоголиком и любил хоккей всем сердцем, а потому надеялся провести ещё пару-тройку тренировок.

Лететь, впрочем, решили не в Челябинск, а в свердловский аэропорт „Кольцово“, который считался пригодным для приёма самолётов даже в сложных погодных условиях. А условия эти тем временем действительно превосходили все самые страшные прогнозы. Ли-2 в сумерках и снежной пурге начал заходить на посадку в аэропорту, но не сумел сделать это, несмотря на пять попыток. Шестой (по другой версии – третий) заход опытнейшего военного пилота Ивана Зотова оказался фатальным – самолёт врезался в землю, не долетев до полосы несколько сотен метров. Из 19 человек, находившихся на борту, не выжил никто. Команда ВВС погибла в одно мгновение.

Подобные трагедии традиционно для СССР замалчивались в прессе, но закрытое расследование Минобороны позволило выяснить причину катастрофы. Оказалось, что к гибели целого хоккейного коллектива привели сразу несколько факторов. Тяжёлых метеоусловий не выдержал и надёжный аэропорт „Кольцово“. Он принимал все борта, летевшие на Урал, и здесь негативно сказался ведомственный подход. Свердловские диспетчеры в первую очередь сажали свои, пассажирские самолёты, а военному Ли-2 пришлось долго кружить в так называемой „зоне ожидания“. К тому времени, как ему разрешили приземлиться, уже окончательно стемнело, а пассажиры и члены экипажа стали откровенно нервничать. По основной версии, хоккеисты зачем-то забежали в хвост судна, и для пилотов это создало дополнительные проблемы.

Но главной причиной крушения воздушного транспорта стала безалаберность и халатность наземных служб, решивших в тот день настроить приводные радиостанции на расположенных рядом аэродромах „Кольцово“ и „Арамиль“ на одну частоту. Штурман Пономарёв по ошибке стал принимать сигналы радиостанции „Арамиля“, хотя самолёт летел в Кольцово. Естественно, аэродром давал не те координаты, и пилот Зотов несколько раз подряд не сумел найти посадочную полосу. Последним шагом в пропасть стало включение прожекторов на самолёте, что в условиях снегопада создало эффект „световой стены“, которая закрыла видимость пилотам. Согласно формулировке Минобороны, к гибели 19 человек привела НОРП - неудовлетворительная организация руководства полётами.

Погибшие

В этом полёте без преувеличения погибли лучшие хоккеисты своего времени, потенциальные чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Именно они одними из первых в нашей стране освоили „канадский“ хоккей с шайбой. Именно они в составе сборной Москвы, а по сути – национальной команды Советского Союза в 1948 году приняли участие в исторических матчах с чемпионом Чехословакии командой ЛТЦ. Пражская дружина имела в своём составе целый ряд серебряных призёров Олимпиады в Санкт-Морице: форвардов Заброцкого и Конопасека, вратаря Модры, но в серии с советскими спортсменами они сумели взять лишь одну игру из трёх - 5:3 . Ещё одна завершилась вничью 2:2 , а третья ознаменовалась триумфом сборной Москвы - 6:3 .

Жертвами авиакатастрофы стали лучший вратарь страны Харий Меллупс и великолепная тройка нападения Юрий Тарасов (брат великого Анатолия Тарасова) – Зденек Зикмунд Иван Новиков . Последние двое, кстати, были ещё и знаменитыми теннисистами: Иван становился пятой ракеткой страны, а Зденек в паре с Николаем Озеровым шесть раз выигрывал чемпионат СССР. Также при крушении погибли прекрасные игроки Борис Бочарников, Николай Исаев , Роберт Шульманис , Юрий Жибуртович , Евгений Воронин , Александр Моисеев и Василий Володин . На протяжении 20 лет их имена замалчивались, а впоследствии публиковались с ошибками и неточностями. Мы позволим себе почтить память не только погибших хоккеистов, но и всех остальных жертв этого полёта.

1. И. Зотов - командир корабля, майор.
2. В. Тараненко - второй лётчик.
3. А. Пономарёв - штурман, капитан.
4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан.
5. М. Демченко - радист, лейтенант.
6. Д. Лукьянов - механик, старший сержант.

7. Иван Новиков - нападающий.
8. Зденек Зигмунд - нападающий.
9. Юрий Тарасов - нападающий.
10. Гарри (Харий) Меллупс - вратарь.
11. Роберт Шульманис - защитник.
12. Евгений Воронин - защитник.
13. Юрий Жибуртович - нападающий.
14. Николай Исаев - вратарь.
15. Александр Моисеев - нападающий.
16. Василий Володин - нападающий.
17. Михаил Альперин - врач.
18. Алексей Галкин - массажист.
19. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер.

Их похоронили всех вместе на одном кладбище неподалёку от аэропорта. Захоронение из 19 небольших холмиков занимает значительную площадь, вокруг которой сооружено монументальное чугунное ограждение. В центре мемориала возвышается высокий обелиск с плитой из белого мрамора.

Выжившие

Однако не вся команда ВВС погибла в тот злосчастный день. Три хоккеиста волей судьбы остались жить, чтобы играть не за одного „того парня“, а сразу за 11 погибших товарищей. Все они не попали на этот рейс по разным причинам. Александра Виноградова спасла дисквалификация, полученная за то, что он разрезал Михаилу Гащенкову щёку коньком. Новичка команды Виктора Шувалова в Челябинск не пустил Василий Сталин, опасавшийся, что его могут не слишком приветливо встретить в родном городе. А с Всеволодом Бобровым и вовсе получилась почти голливудская история. Каких только слухов не ходило о чудесном спасении спортивного гения. Рассказывали, что будильник, исправно звонивший долгие годы, в этот раз неожиданно подвёл, что сам Бобров загулял предыдущей ночью и просто проспал. Да что там, фантазия людей дошла даже до предсказаний Вольфа Мессинга , лично знакомого с Иосифом Сталиным.

Но всё объяснялось гораздо проще. Дадим слово партнёру Боброва по клубу и сборной Виктору Шувалову: „Про то, что Всеволод Бобров опоздал из-за загула или не прозвеневшего вовремя будильника, - всё это сказки. Ему только-только разрешили переход в команду ВВС, и на следующий после отлёта день он должен был с администратором команды Кольчугиным лично присутствовать при оформлении этого перехода в спорткомитете. Это было непременным условием “. Именно поэтому в Челябинск Всеволод отправился позже всех и поездом.

»Трагедия с командой ВВС под Свердловском наложила отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь , - продолжает Шувалов. - О той страшной авиакатастрофе долго мало что было известно - по целому ряду соображений её просто-напросто постарались поскорее забыть. Но было горе близких, были реальные 19 гробов, была растерянность оставшихся в живых. Тех троих, которых не оказалось в спецрейсе военного самолета, вылетавшего по маршруту Москва - Казань - Свердловск.

Я тогда совсем недавно уехал из Челябинска. Чем бы этот шаг ни был вызван, болельщиками такое воспринимается однозначно: «Предатель!». Я не без труда приспосабливался к новой жизни. И, конечно, был рад, когда узнал, что первая поездка будет в Свердловск и Челябинск - появилась возможность навестить родителей, повидаться с друзьями. Причём новый играющий тренер Борис Бочарников настоял, чтобы команда отправлялась на матч самолётом - мы очень серьёзно готовились к сезону, а трое суток пути поездом могли растренировать команду.

Я, как и все, готовился к поездке. Но Василий Сталин сказал, как отрезал: «Виктора не берите!». На следующий день мы лично от Василия узнали, что вся команда и экипаж погибли. Бобров в это время ехал в поезде, и тормознули его на полпути - в Куйбышеве. Так от команды ВВС осталось три человека. Нас как будто оглушило".

Воскрешение команды

Генерал Василий Сталин не стал откладывать дело формирования новой команды в долгий ящик. Уже к семи вечера в штаб ВВС московского округа были вызваны оставшиеся в живых хоккеисты, которым сообщили о катастрофе и необходимости доиграть сезон.

На следующий день в столицу Южного Урала поездом отправилась новая дружина, в состав которой помимо Виноградова (его дисквалификацию оперативно аннулировали), Шувалова и Боброва вошли вратарь Борис Тропин , защитники Андрей Чаплинский , Александр Афонькин и Евгений Рогов , а также форварды Анатолий Архипов и Александр Стриганов .

В Челябинске на стадион пришлось бежать чуть ли не с поезда. Знавшие о трагедии болельщики приняли Шувалова с распростёртыми объятьями, забыв о том, что он переехал в Москву. Ту игру новая команда ВВС выиграла всухую со счётом 6:0 , причём хет-триком (по другим данным – покером) отметился Всеволод Бобров. После матча команда сразу поехала в Свердловск – на похороны погибших друзей.

В дальнейшем возрождённые «военные лётчики» стали флагманом советского хоккея. В том печальном сезоне они не смогли взойти на пьедестал, заняв лишь четвёртое место, но затем три года подряд никто не мог отнять у них золотые медали. В команду пришли легендарные Николай Пучков , Виктор Тихонов , Павел Жибуртович , (брат погибшего Юрия), Евгений Бабич , а Бобров стал играющим тренером и главной ударной силой коллектива. Помимо медалей чемпионата страны команда ВВС выиграла Кубок СССР, была финалистом этого турнира. А тройка нападающих Бобров – Шувалов – Бабич многократно признавалась лучшей в стране.

P. S. Напоследок - маленький штришок, вроде бы не имеющий отношения к той трагедии, и всё же. На вторую часть Суперсерии 1972 года сборная Канады летела в Советский Союз… двумя самолетами. По половине команды в каждом. Помятуя, между прочим, и ту, советскую катастрофу. Сделано это было по той причине, что это была первая сборная в истории Канады, в которой собрались все лучшие профессионалы. Чтобы в случае чего враз не потерять весь цвет канадского хоккея и было принято такое решение.

Спортсмены летают часто - на соревнования, сборы, тренировки. А представители командных видов спорта еще и совершают перелеты все вместе. Поэтому многочисленные случаи из истории современного спорта, когда в авиакатастрофе погибала целая спортивная команда, статистически вполне объяснимы. Но это ничуть не умаляет боли родных, друзей и болельщиков. Сегодня мы вспоминаем самые трагические авиакатастрофы в истории спорта.

Гибель ярославского "Локомотива"

Ярославский "Локомотив" не добивался особых успехов на протяжении десятилетия, с тех пор, как бывший главный тренер Владимир Вуйтек в 2003 году ушел из команды, получив более выгодное предложение от экс-соперников - казанского "Ак Барса". Это,однако, не мешало команде начинать каждый сезон с полной отдачей. В начале сезона 2011-12 годов команда намеревалась следовать тем же курсом, будучи членом Континентальной хоккейной лиги. Но 7 сентября 2011 года во время полета в Минск на первую игру сезона практически вся команда погибла в авиакатастрофе. Самолет ЯК-42, на котором летел ярославский "Локомотив", разбился через считанные секунды после взлета из ярославского аэропорта "Туношна". Одним из звездных игроков команды был Александр Галимов, усилиями которого в матчах преддверия сезона команда одержала семь побед при двух поражениях. Именно Галимов забил последнюю шайбу в играх "Локомотива" перед авиакатастрофой. Галимов остался жив при крушении, но скончался в больнице пять дней спустя. Остальные игроки, а также тренеры и технический состав команды погибли на месте, как и остальные пассажиры и члены экипажа, за исключением инженера экипажа Александра Сизова. Причиной катастрофы была признана ошибка экипажа, который, как выяснилось, не был достаточно подготовлен для полетов на машинах этого типа.

Авиакатастрофа, изменившая рестлинг

Эта авиакатастрофа привела к серьезным ранениям для участников и завершила две карьеры. Однако если бы ранения тех, кто выжил, оказались серьезнее, вся спортивно-развлекательная индустрия изменилась бы до неузнаваемости. На борту частного самолета Cessna-310, направлявшегося 4 сентября 1975 года из Шарлотта в Уилмингтон, Северная Каролина, находились промоутер Дэвид Крокет и четверо рестлеров - Мистер Рестлинг II, Бобби Брюджес, Джонни Валентайн и Рик Флэр. Катастрофа самолета стала следствием ошибки экипажа, неправильно рассчитавшего количество топлива. Как признавались выжившие, когда самолет стал падать, они были уверены, что это конец. Однако в результате катастрофы погиб только пилот, скончавшийся от полученных травм два месяца спустя. Валентайн был парализован, и его карьера завершилась. Брюджес также ушел из спорта, хоть и сохранив способность ходить. Почему же эта катастрофа могла изменить лицо индустрии? Дело в том, что Флэр и Валентайн, по легенде, были "плохими парнями", враждовавшими с Мистером Рестлингом, и индустрия долгое время пыталась скрыть правду о катастрофе, никому не говоря об участии Мистера Рестлинга в том полете. Он и сам, к счастью, сумел поддержать легенду прикрытия - оставшись живы и здоровым, Мистер Рестнлинг вышел на ринг всего две недели спустя после аварии.

Авиакатастрофа "Гранд Торино"

Итальянский, а может, и мировой футбол, не знал команды, обладавшей столь бесспорным превосходством над соперниками, как "Гранд Торино" - такое прозвище получила в 1940-е команда итальянского футбольного клуба "Торино". Команда завоевала подряд пять национальных кубков и продолжала побеждать, пока авиакатастрофа 4 мая 1949-го не унесла жизни 18 игроков и 13 сотрудников команды. "Гранд Торино" была командой, подобранной штучно: владелец клуба "Торино" Ферруцио Ново был одним из первых специалистов в мире спорта, поставивших поиск талантов на профессиональную основу.
Клуб "Торино" завоевывал чемпионские титулы с 1941 года и вплоть до 1949-го, за исключением 1945-45 г.г., когда национальный чемпионат не проводился. В чемпионате 1949-го они тоже считались бесспорными фаворитами до дня авиакатастрофы, случившейся во время возвращения футболистов с товарищеской игры в Лиссабоне. Причиной аварии стала ошибка пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. Национальная футбольная федерация, в итоге, решила наградить команду чемпионским титулом 1949 года в знак высшей справедливости: ведь, не случись той злосчастной аварии, команда его бесспорно получила бы.

Авиакатастрофа "Малышей Басби" в Мюнхене

"Малыши Басби", пришедшие в большой футбол из юношеской школы воспитанники главного тренера "Манчестер Юнайтедс" Мэтта Басби, были очень юными - им всем было едва за двадцать. Тем не менее, воспитанники молодежной команды "Манчестера", с детских лет игравшие вместе, были сплоченным профессиональным коллективом, и после прихода в основной состав выиграли чемпионат Англии дважды - в сезоне 1955-56 и 1956-57 годов. Фанаты обожали их не только за одаренность, но и за то, что все они были воспитанниками клуба, а не игроками, купленными в других клубах, что в то время как раз входило в моду. Увы, их успех прервала авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года, в которой погибло восемь ключевых игроков команды, а еще двое были серьезно травмированы. Самолет, пытавшийся взлететь во время метели, с трудом оторвался от земли и вскоре рухнул. Катастрофа произвела столь удручающее впечатление на британцев, что даже королева высказала личные соболезнования не только родным и друзьям погибших, но и народу Англии в целом.

Гибель в авиакатастрофе американской сборной по фигурному катанию

В 1961 году фигуное катание в США было на пике популярности. Лидер национальной сборной по фигурному катанию, Лоуренс Оуэн, даже появилась в преддверии чемпионата мира по фигурному катанию в Праге на обложке популярнейшего журнала Sports Illustrated. Через два дня после того, как номер журнала увидел свет, Оуэн и остальные члены национальной сборной трагически погибли в авиакатастрофе в Брюсселе. Самолет, доставивший фигуристов в Европу, взорвался при нештатной посадке. Все 72 пассажира, включая спортсменов сборной и членов их семей, погибли мгновенно. Единственным выжившим оказался пес, летевший в багажном отделении. Мир фигурного катания был потрясен. Чемпионат мира в Праге был отменен после новостей о катастрофе, а американцы были настолько шокированы, что надолго потеряли интерес к фигурному катанию, подорванный дурными воспоминаниями. Даже президент Кеннеди был потрясен настолько, что со словами соболезнования перед народом выступил от его имени брат, сенатор Роберт Кеннеди.

Гибель "Сильнейших"

Боливийская команда "Сильнейшие" не зря носила столь самоуверенное название: она действительно долгие годы блистала в национальном чемпионате. В сентябре 1969 года команда прилетела на товарищеский матч в Санта Круз. Сыграв, футболисты "Сильнейших" 26 сентября 1969 года на самолете DC-6 направилась к себе на родину, в город Ла-Пас. Но именно в этот день в стране состоялся военный переворот. В неразберихе самолет с футболистами таинственным образом исчез с радаров и был обнаружен лишь спустя сутки разбившимся у деревни Вилоко. Все пассажиры - 81 человек - погибли, включая 17 футболистов, тренера и менеджера команды, а также технического сотрудника.

Гибель команды Университета Маршалла по американскому футболу

Для небольшого городка Хантингтон в Западной Вирджинии 1970 год прошел под знаком успеха местной команды Университета Маршалла по американскому футболу "Гремящая орда". Будучи командой местного значения, "Орда" редко путешествовала самолетом, и совместный вылет 14 ноября 1970 года был чуть ли не первым в ее практике. Почему самолет разбился, следствие так и не сумело разобраться. На борту находились 37 членов команды, включая 9 тренеров, и некоторое количество болельщиков. С учетом числа погибших, эта катастрофа считается самой массовой трагедией в истории американского спорта.

Гибель "Пахтакора"

Гибель футбольной команды "Пахтакор" - пожалуй, самая известная трагедия в истории советского спорта. Ташкентский "Пахтакор" был одной из самых успешных футбольных команд СССР. 11 августа 1979 года команда летела на самолете ТУ-134 Минск на встречу с минским "Динамо". Диспетчер слишком поздно заметил, что самолет опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134. Он дал самолетам команду расходиться, однако команда не была воспринята экипажами - и крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого. Это вызвало взрыв обеих машин в воздухе. Все 178 пассажиров обоих рейсов погибли, включая 17 игроков и тренеров "Пахтакора". По слухам, в этот день совершал полет Леонид Ильич Брежнев, что вызвало неразбериху на воздушных трассах. Несмотря на трагедию, оставшиеся в живых игроки "Пахтакора" вернулись на поле всего через 12 дней после трагедии, чтобы продолжить играть в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения своим погибшим товарищам.

Гибель баскетболистов из Эвансвилля

В 1977 году баскетбольная команда Университета Эвансвилля готовилась к трудному старту сезона. Главной проблемой команды был уход тренера, Арада МакКутчена, долгие годы работавшего с командой. МакКутчен был очень популярен в Эвансвилле: журнал Time даже назвал его "гордостью и страстью" местной баскетбольной команды. Но "Пурпурные тузы" не собирались сдаваться, хотя сезон начался неудачно: три поражения против одной победы. Тем не менее, члены команды были полны решимости, когда 3 декабря 1977 года отправлялись на матч с командой Университета Центрального Теннесси. Рейс задержали на несколько часов из-за плохих погодных условий. Когда же самолет все же оторвался от земли, он продержался в воздухе лишь полторы минуты, после чего рухнул на землю. В числе причин катастрофы позднее была названа, в частности, перегрузка багажного отделения. В катастрофе погибли 17 членов команды. Позднее Университет Эвансвилля открыл в честь погибших мемориал "Плачущий баскетбол".

Гибель сборной Замбии

Футбольная сборная Замбии образца 1993 года считалась лучшей в истории страны. Футбол всегда был популярен в этой африканской стране, особенно в период правления президента Кеннета Каунды, не жалевшего средств на его развитие. После смещения Каунды денег стало меньше, но национальная сборная, невзирая на бедность, оставалась одной из лучших в Африке. Тем не менее, команде пришлось урезать себя во всем, в том числе в транспортных расходах. Для полета на отборочный матч чемпионата мира со сборной Сенегала в Дакаре команде пришлось арендовать самолет ВВС Замбии. Увы, национальные военно-воздушные силы находились в плачевном состоянии. 27 апреля 1993 года во время полета один из двигателей самолета загорелся. Пилот допустил фатальную ошибку, выключив и второй двигатель, после чего самолет полностью потерял управление и рухнул. Все 18 футболистов, находившихся на борту, погибли.

Авиакатастрофа американской команды по боксу

Как известно, сборная США, в числе 65 стран мира, бойкотировала московскую Олимпиаду-80. Впрочем, боксерская команда США в любом случае не смогла бы принять участие в олимпийских соревнованиях из-за ужасной авиакатастрофы, случившейся 14 марта 1980-го и унесшей жизни 14 спортсменов и 8 сотрудников команды.Боксеры направлялись на соревнования в Польшу, когда их самолет разбился на подлете к Варшаве. Всего в катастрофе погибло 87 пассажиров. Лучшим из разбившихся атлетов специалисты считается чемпион Панамериканских игр Лемюэль Стиплз.

Гибель "одиннадцати пестрых"

Эти голландские футболисты суринамского происхождения были настоящими гуманистами: они играли в благотворительных матчах, собирая таким образом средства для работы с детьми из социально неблагополучных районов, привлекая их к занятиям спортом и помогая найти правильную дорогу в жизни. Их называли "одиннадцать пестрых" - в знак того, что они приносят в жизнь детей из беднейших семей яркие краски. На самом деле, участников команды было больше - всего около двух десятков человек. Очередной благотворительный матч с их участием должен был состояться в столице Суринама Парамарибо. Но он не состоялся: пятнадцать игроков команды погибли в авиакатастрофе в Парамарибо 7 июня 1989 года, погубившей 176 пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Европы в Южную Америку. Еще двое членов команды, в том числе легенда голландского футбола Рууд Гуллит, отказались от полета в самый последний момент, и поэтому спаслись. Как выяснилось позднее, катастрофа произошла из-за того, что при посадке в аэропорту Парамарибо самолет задел верхушку дерева.

Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport

Гибель гонщика на трассе хоть и редко, но случается, но гибель гонщиков в авиакатастрофе - случай исключительный. Между тем, именно он и произошел 24 октября 2004 года, когда в авиакатастрофе погибли 10человек из команды Hendrick Motorsport, включая сына владельца команды Рика Хендрика, гонщика НАСКАР Рики Хендрика, его старшего брата и племянниц. В этот день команда с успехом принимала участие в соревнованиях на автотреке в Марисвилле. Сообщение о катастрофе, унесшей жизни 10 человек, пришло через считанные минуты после известия о победе гонщика Джимми Джонсона на трассе. Причиной катастрофы позднее назовут сочетание ошибки пилота и тяжелой для полетов туманной погоды.

Авиакатастрофа "Ковбоек из Оклахомы"

В ноябре 2011 года женская баскетбольная команда Оклахомы потеряла главного тренера команды Курта Будке и его помощницу Миранду Серна. Они и еще двое пассажиров погибли при крушении маленького частного самолета, на котором тренер и его помощница возвращались домой из поездки, где они подбирали новых игроков для своей команды. Курта Будке девушки из баскетбольной команды считали настоящим отцом, а к его помощнице относились, как к сестре. Кроме них, в крушении погибли сенатор штата Олин Бранстеттер и его жена Пола. Самое невероятное, что за пять лет комиссия по расследованию катастрофы так и не смогла установить ее причину. За штурвалом самолета был сенатор Бранстеттер, который не докладывал диспетчерам ни о турбулентности, ни о других проблемах, связанных с погодой. Не подтвердилась и версия о том, что сенатору стало плохо, и он потерял контроль над машиной. Технических неисправностей также выявлено не было. Из-за чего самолет упал, до сих пор остается загадкой.

Гибель "Ковбоев из Оклахомы"

Долгая история трагедий, связанных с Университетом Оклахомы, началась в январе 2001 года, когда 10 членов мужской баскетбольной команды университета погибли при крушении небольшого частного самолета. Команда возвращалась домой после поражения от "Колорадо Буффалоз", чтобы перегруппироваться и собраться перед следующими играми. Но пилот самолета потерял ориентацию во время метели, и машина рухнула на землю. Игроки и болельщики "Ковбоев из Оклахомы" до сих пор вспоминают погибших игроков и тренеров траурным гимном "Помним о десятке". Кроме того, в честь погибших на территории университета устроен мемориал, и каждый год в память о погибших проводятся спортивные соревнования.

Эта катастрофа случилась в 1950-м году. 5 января при заходе на высадку в Свердловске (сейчас Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибло 13 человек (хоккеисты, доктор, массажист) из команды ВВС – Иван Новиков, Евгений Воронин, Василий Володин, Зденек Зигмунд, Юрий Тарасов, Гарри Мелупс, Роберт Шульманис, Юрий Жибуртович, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Гальперин, Галкин, Борис Бочарников.

Погибли также 6 членов экипажа (командир майор Зотов). «Хозяином» разбившейся команды был командующий ВВС Столичного округа генерал-лейтенант, всевластный Василий Сталин. Василий страстно и деспотично обожал спорт. Он организовал команды «летчиков» фактически во всех игровых видах спорта и требовал от игроков лишь побед. Если б не это, доходящее до бреда, сталинское желание побеждать, команда не погибла бы, она поехала бы на выезд в Челябинск, как традиционно в те времена, поездом. Перед новейшей, толком не обкатанной, командой стояла сложнейшая задачка – стать фаворитом СССР, потому новейший играющий тренер, великолепный защитник тех времен Борис Бочарников желал потренироваться несколько излишних дней в Челябинске (а не трястись это время в поезде) и попросил у «шефа» самолет. Летать самолетом на соревнования в те годы было запрещено – слишком недешево, но кто мог запретить Василию Сталину, он самолет отдал. Самолет вылетел ранешным днем в нехорошую для полетов погоду, которая около Урала стала нелетной, диспетчер приказал лететь на Свердловск, да и тут оказалась нехорошая видимость да к тому же метель. Самолет 6 раз входил на высадку, но в итоге Ли-2 упал на землю.

Василий, опасаясь гнева отца, решил трагедию скрыть. Сталин с отпрыском был строг, и за гибель самолета из авиаполка особенного назначения, по головке бы точно не погладил. Фактически за день Василию удалось собрать новейшую команду, при этом, некие хоккеисты были с фамилиями погибших игроков. Игра свершилась! Великий вождь о данной катастрофе так никогда не вызнал. Газеты в комментариях об игре упоминали фамилии только трёх игроков, сохранившихся от старенького состава, которые по различным причинам не полетели тем злополучным рейсом – это Всеволод Бобров (он опоздал), Александр Виноградов (был дисквалифицирован за драку в прошлом туре), Виктор Шувалов (лишь что перебежал в ВВС из Челябинска и потому не желали травмировать челябинских болельщиков). Виктора Шувалова поначалу тоже посчитали погибшим. Как и до этого, вышел играться Жибуртович, но при всем этом не указывались его имя и инициалы, так как за ВВС сейчас играл брат погибшего, Павел. Заместо нападающего Александра Моисеева стал играться его однофамилец Анатолий Моисеев. В команду ВВС в течение суток возвратились, ранее из нее ушедшие, Эрик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и неких новичков. Совместно с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и выслали в Челябинск(Бобров выехал ранее) .

Игра была незабываемой. В Челябинске ходили слухи о катастрофе. Переполненные трибуны жарко болели не за владельцев поля, а за гостей – команду ВВС. Все соображали, что летчики играют не только лишь за себя, да и за погибших товарищей. Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС одолела со счетом 8:3.

Наш известный хоккеист Всеволод Бобров, за некоторое количество дней до катастрофы перешедший в команду ВВС, не умер чудом.Версии, что он загулял в ресторане либо, что самовольно поехал поездом, т.к. боялся летать, не соответствуют реальности. Боброва выручил его Ангел Хранитель. По другому не разъяснить, почему не захотел звонить надежный и проверенный будильник? Бобров прибежал на летное поле, когда самолет уже взлетал. Перед взлетом Бочарников долго ожидал Боброва, не дождался, и выслал на его поиски админа Н.А. Кольчугина с приказом хоть какой ценой разыскать его и высадить в поезд. Так будильник Боброва выручил жизнь к тому же админа команды.

Сезон 1949-1950 года команда ВВС окончила на 4-м месте, а потом три сезона попорядку была первой.

Юрий Чашин http://chash24.blogspot.com

К:Хоккейные клубы, основанные в 1946 году К:Хоккейные клубы, расформированные в 1953 году

Хоккейный клуб ВВС МВО - команда по хоккею с шайбой из города Москвы . Основана 21 декабря 1946 года . Выступала в первых семи чемпионатах Советского Союза. Трёхкратный чемпион СССР.

О команде

Достижения

  • Чемпион СССР - , ,
  • Серебряный призёр -

Напишите отзыв о статье "ВВС МВО (хоккейный клуб)"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий ВВС МВО (хоккейный клуб)

– Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
– По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!
– Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
– Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
– Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
– Этот как тут? – спросил Пьер.
– Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..
Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
– Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
– Так, так.
– А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
– Так… так…
– И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
– Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
– Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Гибель хоккейной команды ВВС МВО

Ли-2 идентичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 7 января 1950 года
Характер столкновение с землёй во время захода на посадку
Причина Сложные метеоусловия
Место Кольцово , Свердловск , СССР
Погибшие 19 (все)
Воздушное судно
Модель Ли-2
Принадлежность ВВС СССР
Пункт вылета
Остановки в пути Казань , СССР
Пункт назначения Челябинск , СССР
Бортовой номер 42 красный
Пассажиры 13
Экипаж 6
Погибшие 19
Выживших 0

Катастрофа

В 6 часов утра самолёт вылетел с аэродрома на Ленинградском проспекте из Москвы (с промежуточной остановкой в Казани) в Челябинск . На борту, помимо 6 членов экипажа, находились 13 человек хоккейная команда ВВС МВО , направлявшиеся на матч с местным «Дзержинцем ». На момент катастрофы ВВС была одна из сильнейших команд страны - вице-чемпион СССР 1948/1949 по хоккею с шайбой.

Находясь в воздухе и имея данные о невозможности приземления из-за нелётной погоды в Челябинске, командир воздушного судна Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме в Свердловске. В сложных метеоусловиях (метель , сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу - столкнулся с землёй во время захода на посадку.

Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Помимо нелётной погоды, к гибели самолёта привели негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.

Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль , имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством . Всего было выполнено три захода на посадку. Самолёт упал в районе, где позднее была построена ныне существующая новая взлётно-посадочная полоса аэропорта Кольцово.

После падения возгорания не было, однако удар был такой силы, что выжить никому не удалось. Как отмечают очевидцы, тела были страшно изуродованы и не подлежали опознанию. Все погибшие были похоронены на кладбище поселка Кольцово в братской могиле .

Спустя некоторое время в память о погибших на братской могиле был установлен памятник.

Экипаж

  1. Иван Зотов - командир корабля, майор
  2. В. Тараненко - второй лётчик
  3. А. Пономарёв - штурман, капитан
  4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан
  5. М. Демченко - радист, лейтенант
  6. И. Лукьянов - механик, старший сержант

Погибшие члены хоккейной команды ВВС

Спасшиеся члены ХК ВВС МВО и последствия трагедии для команды