THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - двигательная активность чело­века, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания (Л.П.Матвеев, 1976).

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествленияются в следующем:

Во-первых, физическими упражнениями решаются педагогические задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются произ­водственные задачи (улучшение производительности труда).

Во-вторых, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерностям физической культуры, а трудовые – производства.

В-третьих, только система физических упражнений позволяет гармонично развивать органы и системы, физические качества человека. Трудовые же действия имеют специализированный к производству ха­рактер и не оказывают всестороннего воздействия.

Из всего перечня представленных выше средств физической куль­туры, самым специфичным и наиболее широко используемым средст­вом, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими причинами:

1. Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют потреб-ность человека в двигательной активности.

2. Физические упражнения воздействуют не только на морфофунк-циональное состояние, но и на личность занимающегося.

3. Физические упражнения как системы движений выражают мыс­ли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи­тельности.

4. Физические упражнения – это один из способов передачи обще­ственно-исторического опыта в области физической культуры, его научных и практических достижений.

Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений. При выполнении отдельно взятого упражнения практически не­возможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Не­обходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовер­шенствовать движение и развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в организме занимающегося про­исходят физиологические, психические, биохимические и другие про­цессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполне­ние физических упражнений может способствовать как положитель­ным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, ес­ли они применяются без учета закономерностей физической культуры. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктив­ность их использования.



Все многообразие факторов, может быть сгруппировано следующим образом:

1)Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятель­ности, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое уп­ражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.

2)Научные факторы . Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физи­ческие упражнения.

3)Методические факторы . Среди них особого внимания за­служивают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последст­вия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность ха­рактеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность, количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных осо­бенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функцио­нальные изменения, которые произошли под воздействием от предыду­щего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений мо­жет быть срочным, который возникает после одного или серии упраж­нений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.

4)Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений.

5)Метеорологические факторы . В зависимости от условий ок­ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры ис­пользования нагрузок.

6)Материальные факторы . Использование более качественно­го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.

Физические упражнения имеют свои содержание и форму.

Результатом этих процессов является способность человека к дви­гательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.


Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотно­шением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными бу­дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи­зического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходо­ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту­пает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не ос­воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка­чества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание все­гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «ста­рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче­ских качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.

Страница 1 из 2

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздо­ровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения , вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы . Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Средства физического воспитания

Это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в от­личие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ дей­ствия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой - как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение физических упражнений

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существен­но изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случа­ях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях умень­шают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совер­шенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль физических упражнений

Через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двига­тельными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосаблива­ется к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает но­вые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углуб­ляются ранее приобретенные.

Влияние физических упражнений на личность

Физические упражнения требуют зачас­тую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек выра­батывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение лич­ности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчи­нить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируют­ся при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессиональ­но весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание использу­емого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образователь­но-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упраж­нения определяются его формой. Форма физического упражне­ния - это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обус­ловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упраж­нения. Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара­метров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимо­связаны между собой. Они образуют органическое единство, при­чем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержа­тельной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержа­ние. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыть­ся содержанию упражнения.

Техника физических упражнений

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (на­пример, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, за­мах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помо­щью которых решается главная задача действия (например, стар­товый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и фи­нального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробеж­ка по инерции после финиша, движения для сохранения равно­весия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в мета­ниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики физических упражнений

К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, тра­ектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональ­на, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использо­вать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного дей­ствия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществ­ляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направ­ление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих слу­чаях она определяет:

  • длительность приложения сил и, следо­вательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях);
  • полноту растяжения и сокращения мышц;
  • эстетику и красоту выполняемых движений, характер­ных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строе­ния суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упраж­нений имеет траектория движения. По форме она может быть кри­волинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесо­образными затратами мышечных усилий. В других случаях пред­почтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Временные характеристики физических упражнений

К ним относятся длительность дви­жений и темп .

Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики физических упражнений

Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и свя­зок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитацион­ные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней сре­ды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

Критерии оценки эффективности техники

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательно­го действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с па­раметрами эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений

Эф­фект от выполнения любого физического упражнения может на­блюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характери­зуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в про­цессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний - кумулятивно-хронический эффект. Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

В физическом воспитании главный смысл обеспечения дол­говременного кумулятивного эффекта упражнений заключает­ся в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

Обновлено: 24 марта 2012 Просмотров: 197480

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.

Физические упражнения это основное средство , т.к.:

  1. Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности.
  2. Физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.
  3. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность.
  4. Среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение.
  5. Физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.

При неправильном применении, физические упражнения могут принести не пользу, а вред. Чтобы этого избежать необходимо, при подборе упражнений, учитывать следующие факторы :

  1. Педагогически правильное руководство занятия.
  2. Учитывать индивидуальные особенности занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья и др.).
  3. Учитывать особенности самих упражнений (новизна, сложность, нагрузка, эмоциональность).
  4. Особенности внешних условий (погода, состояние мест занятий, качество инвентаря).

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль . Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность . Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения - это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения.

Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Пространственные характеристики:

  1. Исходное положение (И.п.) - это относительно неподвижное положение с которого начинается упражнение. И.п. создаёт наиболее благоприятные условия для правильного выполнения упражнения. Меняя и.п. можно менять сложность упражнения.
  2. Положение тела в пространстве - из него складывается само упражнение.
  3. Траектория движения - криволинейная, прямолинейная, чаще всего она криволинейна.
  4. Направление движения - существует шесть направлений: вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево. И множество промежуточных.
  5. Амплитуда движений - это размах, она осуществляется в различных суставах, а значит зависит от анатомических особенностей их строения. Амплитуда измеряется в градусах гониометром.

Временные характеристики
Время выполнения всего упражнения, или его частей.

Пространственно-временные характеристики:

  1. Скорость - от скорости выполнения зависит результат. Скорость может быть равномерной и переменной. Плюс/минус 3% считается равномерная скорость, которая является и более эффективной.
  2. Ускорение - это изменение скорости в единицу времени, измеряется ускорение в метры/ секунды Ускорение может быть положительным и отрицательным, то есть повышение скорости или замедление.

Силовые характеристики

К силовым характеристикам относятся силы, которые действуют на спортсмена, способствуют или тормозят упражнение.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Список использованной литературы:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 480 с.

Одним из наиболее простых, эффективных и доступных средств для профилактики различных недугов, поддержания хорошего самочувствия и крепкого здоровья являются физические упражнения. Регулярная физическая активность даёт возможность улучшить работу всех систем человеческого организма, насытить клетки кислородом, повысить уровень работоспособности человека. Какие бывают физупражнения, и какую программу выбрать для домашних тренировок, давайте разберёмся.

Понятие физическое упражнение

Физупражнения - это ряд двигательных действий и их совокупностей, которые разработаны и адаптированы для полноценного физразвития человеческого организма. Они дают возможность активизировать деятельность ферментов, отвечающих за сжигание жиров и направить их на выработку энергии, требуемой для мышечной активности. Физупражнения считаются залогом хорошего самочувствия и крепкого здоровья.

Сегодня разработано множество различных упражнений, направленных на выполнение целого ряда задач: сброса веса, наращивания мышечной массы, выработки выносливости и силы.

Виды

В теории физкультуры существует несколько видов упражнений, классифицирующихся в соответствии с типом сокращения групп мышц, посредством которого осуществляется выполнение того или иного действия.

Статические

Статические упражнения - это ряд движений, характерной чертой которых является фиксация в определённом положении некоторых частей тела на некоторое время. При таких тренингах нет движений тела и конечностями, но присутствует напряжение в мышах.

Примерами классических статупражнений считаются:

  • стойка в боковом выпаде или в наклоне вперёд;
  • планки с упором на локти или ладони;
  • боковые и обратные планки;
  • планки на фитболе;
  • асаны в йоге;
  • стойка «плие»;
  • неполная «ласточка»;
  • «стульчик» с упором в стену.


Статические упражнения имеют ряд преимуществ, среди которых можно отметить:

  • максимально длительная нагрузка на мышцы, без возможности расслабить их, что позволяет достичь эффекта сжигания жиров и, как следствие, похудения;
  • все части тела человека находятся в неподвижном состоянии, что даёт возможность воздействовать на конкретную группу мышц;
  • возможность проводить тренировки в любом месте, без применения специальных спортивных снарядов и экипировки;
  • повышение возможности удерживать тело в равновесии;
  • выработка силы и выносливости;
  • экономия времени на тренировки, так как статзанятия длятся не более 10–15 минут;
  • возможность безопасно укрепить связки, сухожилия.

Важно! Статические упражнения необходимо практиковать с большой осторожностью, так как существует риск повышения артериального давления, развития аритмии у людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Динамические

В отличие от статических, динамические упражнения подразумевают все виды фитнес-нагрузок, связанных непосредственно с движением тела и его отдельных частей, перемещением в пространстве. Именно динамика позволяет развивать силу, нарастить мышцы. Классикой спортивной динамики считаются: бег, различные виды прыжков, спортивная ходьба, выпады, отжимания, махи ногами и руками, плаванье, езда на велосипеде и т.п.
Динамические упражнения являются одними из самых популярных видов нагрузки, и всё благодаря их значительным преимуществам. Они:

  • позволяют активно сжигать жиры и бороться с лишними килограммами;
  • положительно влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы, тренируют мышцу сердца;
  • дают возможность привести мышцы в тонус и сделать тело более рельефным;
  • отлично нагружают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию застойных явлений;
  • улучшают самочувствие, поднимают настроение, заряжают энергией;
  • ускоряют метаболические процессы, улучшают работу пищеварительной системы;
  • улучшают функционирование суставов.

По количеству противопоказаний динамика считается одной из самых безопасных, однако, также имеет определённые недостатки:

  • некоторые упражнения могут быть противопоказаны людям с заболеванием сердца, позвоночника;
  • многие упражнения требуют определённого места для тренировок, например, прыжки, бег;
  • для наращивания мышц и создания более объёмного тела необходим дополнительный спортинвентарь: гири, штанги, гантели и т.п.


Разнообразие динамической нагрузки позволяет подобрать каждому желающему свой комплекс упражнений, независимо от возраста, состояния здоровья, общей физической подготовки.

Статодинамические

Статодинамические упражнения, как понятно из названия, объединяют базовые принципы статических и динамических. В данном случае все упражнения проделываются очень медленно с постоянным напряжением мышц и небольшой амплитудой, так называемым «качем». Результатом выполнения статодинамики является колоссальное чувство жжения в мышцах, во время которого происходит выделение стероидных гормонов.

Статодинамический тренинг может включать такие упражнения, как приседания и отжимания со статикой, выпады и «плие» со статикой и т.п.
Основными достоинствами подобных занятий считаются:

  • возможность выполнять упражнения практически в любом месте;
  • не несут риска повышения артериального давления, не оказывают негативного воздействия на сердечно-сосудистую систему;
  • возможность практиковать тренинг людям среднего и пожилого возраста;
  • положительное влияние на силу и выносливость организма.

Действенность любых физупражнений определяется их содержанием, то есть симбиозом психологических, физических и биохимических процессов, которые выполняются в человеческом организме в период проведения упражнения. При проделывании тренинга всегда предполагается спецустановка на достижение определённого результата.
Содержание физупражнений обусловливает их:

  • функцию оздоровления. Безусловно, любой тренинг направлен на конкретные перемены и биофункциональные перестройки организма, способствующие улучшению самочувствия и общему оздоровлению. Посредством грамотно подобранной физпрограммы можно положительно воздействовать на развитие физкачеств человека и его спортивную подготовку;
  • образовательную функцию. Во время выполнения упражнений человек приобретает навыки и знания по законам движения тела, его отдельных частей, что даёт возможность более совершено познавать законы движений в спорте, управлять своими действиями. Подобные навыки позволяют намного легче, как физически, так и психологически, адаптироваться к условиям внешней среды;
  • воздействие на личность человека. В процессе физтренингов человек учится бороться с трудностями, контролировать свои эмоции, что в свою очередь позволяет развивать новые качества характера, вырабатывать ценные свойства, например, силу воли, терпеливость, выносливость, настойчивость, упорство и т.п.

Знаете ли вы? Для того, чтобы поддерживать уровень холестерина и артериальное давление на уровне нормы, американские врачи советуют три раза в неделю по 40 минут заниматься аэробными нагрузками, например, прыжками, спортивной ходьбой, плаваньем.

Классификация

Существует огромное количество всевозможных физупражнений и их вариаций, которые можно сгруппировать по определённым параметрам:


Любая классификация предполагает, что каждое из физупражнений имеет относительно постоянные свойства и несёт аналогичный эффект влияния на человеческий организм.

Эффекты

Целесообразность занятий физической подготовкой определяется её влиянием на организм человека. Под эффектом подразумевают наличие положительных (желаемых) перемен в состоянии организма, вызываемых при проделывании упражнений.

Знаете ли вы? Доказано, что регулярные физнагрузки способствуют зарождению новых клеток мозга, отвечающих за память и обучение. Люди пожилого возраста, занимающиеся физкультурой, показывают лучшие результаты при тестировании, которое направлено на процесс принятия решений и выполнения задач.

Различают три основных тренировочных эффекта, которые отличаются временным проявлением:

  • срочный спортэффект: его можно наблюдать в ходе выполнения тренинга или после его завершения;
  • отсроченный спортэффект: является результатом преобразования срочного эффекта, действующий до начала следующего тренинга;
  • кумулятивный эффект: своего рода накопительный эффект, объединяющий результат срочного и отставленного спортэффекта, полученного за довольно большое количество тренировок. Такой эффект способствует приобретению и усовершенствованию спортивной формы, хорошего тренировочного состояния.

Показания к физическим нагрузкам

Физупражнения являются прекрасным средством оздоровления организма и, даже значительные нарушения в состоянии здоровья не являются противопоказаниями к спортивным нагрузкам, если они не запрещены врачом.

Показаниями к физтренировкам считаются:

  • наличие избыточного веса;
  • малоподвижный, сидячий образ жизни, низкая физическая активность;
  • желание вести здоровый образ жизни, повысить иммунитет и укрепить здоровье;
  • заболевания, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сахарный диабет второго типа в стадии компенсации;
  • ВСД, повышенное артериальное давление;
  • реабилитация после инфаркта миокарда, нарушений мозгового кровообращения, операций на сердце, перенесённых физических травм.


Регулярные занятия физкультурой являются прекрасной профилактикой болезней сердца, дыхательной системы, они дают возможность улучшить кровообращение в клетках, насытить их кислородом, и тем самым, устранить негативные симптомы малоподвижного, неправильного образа жизни.

Знаете ли вы? Регулярные занятия физкультурой способствуют улучшению сексуальной функции и поднятию либидо. Так, мужчины, которые занимаются спортом, редко страдают от эректильной дисфункции, а женщины - чаще доходят до «пика наслаждения».

Противопоказания

Несмотря на всю пользу физических упражнений, существует перечень патологических состояний и недугов, при которых занятия категорически противопоказаны:

  • заболевания нервно-психического характера;
  • хронические и острые недуги в стадии обострения;
  • тяжёлые нарушения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный инсулинозависимый диабет в острой форме;
  • заболевания онкологического характера;
  • болезни внутренних органов, например, пороки сердца, ишемическая болезнь, астма, болезни лёгких и т.п.;
  • недуги позвоночника и их последствия (заболевание Шейерманна-Мау, Кальве, поражение крупных суставов, артерий, лимфоузлов).


Относительными противопоказаниями, которые требуют консультации с врачом, являются:

  • инфекционные заболевания в хронической форме;
  • недостаток железа в крови;
  • недавно перенесённые кровотечения;
  • простудные недуги;
  • гипертония и гипотония.

Важно! В любом случае, даже если человек чувствует себя абсолютно здоровым, перед началом тренировок обязательно необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

Основные физические упражнения для женщин и мужчин дома

Домашняя физтренировка является не менее действенной и эффективной, чем занятия в тренажёрном зале. Одним из основных успехов тренинга дома считается его регулярность и правильность выполнения упражнений. Существует огромное количество различных физупражнений, однако, в свою программу тренировок можно включить базовые, классические, направленные на проработку всех групп мышц.

Любой домашней тренировке предшествует качественная, лёгкая и простая разминка, основная задача которой заключается в том, чтобы разогреть мышцы, подготовить их к дальнейшей нагрузке.
Разминка может выполняться в различных вариантах, один из них включает такие упражнения:

  • круговые вращения шеей, с увеличением амплитуды;
  • поднятие вверх/вниз плечевых суставов, вращение плеч;
  • круговые вращения руками, согнутыми в локтях;
  • наклоны корпуса в стороны;
  • вращение тазом по часовой и против часовой стрелки;
  • проработка ног посредством махов;
  • лёгкие приседания;
  • дыхательная гимнастика.

Добиться положительных результатов от домашних занятий возможно только при выполнении комплексной тренировки. Разминка - один из главных пунктов комплекса, который позволяет избежать травм и растяжений. Никогда не стоит его игнорировать.

Видео: Разминка перед тренировкой

Для живота

Добиться совершенства фигуры, особенно в таких проблемных местах, как живот и талия, очень сложно. Особенно трудно сохранить плоский, подтянутый живот после 40 лет. Но, в этом помогут несколько базовых упражнений, которые смогут выполнять даже неподготовленные:


Для ягодиц и бёдер

Одной из наиболее привлекательных частей человеческого тела являются ягодицы. Поддерживать их в отличной форме, придать им упругости и объёма, а также сделать бёдра более округлыми и красивыми можно посредством следующих упражнений:


Для рук

Сформировать красивую, изящную линию рук, подтянуть мышцы и придать им объём, поможет следующий комплекс:


Для ног

Придать ногам совершенной формы без применения каких-либо тренажёров помогут такие простые физупражнения:


Для спины

«Закачать» спину, улучшить и вернуть здоровье позвоночнику позволит следующий комплекс:


Заминка

Не менее важным заключительным этапом домашней тренировки является заминка, которая позволяет:

  • восстановить дыхание, привести в норму функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • увеличить гибкость суставов и мышечных соединений;
  • наполнить клетки кислородом;
  • распределить кровь по телу, тем самым предупредить застойные явления;
  • вывести из мышц молочную кислоту, тем самым уменьшить проявления крепатуры.

Видео: Заминка после тренировки Заминку необходимо проводить в медленном темпе, который позволит организму перестроиться из интенсивного состояния на более спокойный лад. В качестве заминки можно выполнить растяжку на все группы мышц: шеи, плеч и предплечья, таза, мышц спины и т.п.

Пример программы тренировок

Чтобы было легче начать процесс тренировок в домашних условиях, специалисты разработали специальные программы занятий, которые направлены на проработку всех групп мышц, поддержании тела в тонусе и общего оздоровления организма. Начинать занятия рекомендуется с 3-х раз в неделю, по 30–60 минут, в зависимости от цели тренинга. Приблизительная программа тренировок выглядит следующим образом, при этом рассчитана она на средний уровень физической подготовки и включает 5 занятий в неделю:

Название упражнения Количество повторений Количество подходов
Понедельник (ноги, руки и грудь)
Классические приседания 15–20 3–5
Выпады вперёд 15–20 3–5
Подъём на носки Максимум 3
Отжимания классически 15–20 3–5
Разведение гантелей лёжа на скамье 12 5
Отжимания обратные 15–20 3–5
Растяжка/заминка
Вторник (пресс)
Скручивания 20–25 4
Боковые скручивания По 20 раз на каждую сторону 4
Подъём ног 20–25 5
«Велосипед» 25–30 4
Растяжка
Среда (спина, руки, в частности трицепс)
Отжимание от пола 15–20 5–7
Отжимания обратные 15–20 5–7
Подтягивание широким хватом 10–15 5–7
Тяга гантели 20 5–7
Заминка
Четверг (отдых)
Пятница (ноги, плечи)
Приседания «плие» 15–20 3–5
Подъёмы на носки Максимум 3
Приседания классические 15–20 3-5
Подъём гантелей перед грудью 15–20 3–5
Разведение гантелей 15 4
Заминка/растяжка
Суббота (пресс)
«Книжка» 20–25 3–5
Скручивания обычные 20–25 3–5
Подъём ног 20–25 3–5
«Велосипед» 25–30 3
Растяжка
Воскресенье (отдых)
class="table-bordered">

При проведении тренинга не стоит забывать самые главные правила - регулярность и правильное выполнение всех упражнений.

Сегодня существует множество способов поддерживать своё тело в подтянутой красивой форме. И одним из таких способов являются домашние тренировки посредством базовых физических упражнений. Такие тренинги позволяют, не тратя много времени и финансов, оздоровиться, похудеть, вернуть спортивную форму. Чем интенсивнее будут тренировки, тем сильнее и красивее будет становиться тело, закаляться характер. Не теряйте времени, приступайте к занятиям прямо сейчас.

Физические упражнения - основное средство физического вос­питания. Они используются для решения комплекса оздорови­тельных и воспитательных задач, всестороннего развития лично­сти ребенка.

Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состо­яния организма.

Термин «упражнение» в теории и практике физического вос­питания имеет два значения. Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспита­ния, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принци­пами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и разли­чия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором - как, какими методами осу­ществляется это воздействие. Чтобы четко разграничить эти зна­чения, необходимо внести терминологическое уточнение: в пер­вом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором - термином «метод (или методики) уп­ражнения».

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообраз­ны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструмен-

тах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объ­единенных в целостные действия, проявляется в активном отно­шении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего прояв­ления мозговой деятельности, - писал И.М.Сеченов, - сводит­ся окончательно к одному лишь явлению - мышечному движе­нию» .

Двигательные действия способствуют удовлетворению потреб­ности ребенка в движении и одновременно развивают его.

К физическим упражнениям относятся только те виды двига­тельных действий, которые направлены на реализацию задач фи­зического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличи­тельным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, зако­номерностям, по которым оно происходит. Например, если в це­лях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физичес­кого воспитания, им придаются рациональные формы, оправдан­ные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отожде­ствляются и не могут быть подменены определенными трудовы­ми, бытовыми действиями.

Количество используемых в физическом воспитании физичес­ких упражнений достаточно большое и разнообразное. Они отли­чаются друг от друга по ф о р м е и содержанию, что при вы­боре физических упражнений учитывает педагог.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рас­сматриваются как произвольные движения, которые, по выраже­нию И.М.Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений).

Выполнение физических упражнений предполагает сознатель­ную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значи­тельно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

Результативность физических упражнений зависит от предви­дения результатов, выбора способов выполнения движений.

Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосу­дистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых уси­лий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.

Понимание педагогом содержания физических упражнений по­зволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач (формирование двига­тельных умений и навыков, развитие психофизических качеств).

Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется вза­имосвязью различных процессов в организме во время выполне­ния упражнения.

Внешняя структура - это видимая форма, которая характери­зуется соотношением пространственных, временных, динамиче­ских параметров движения. Содержание и форма физических уп­ражнений взаимосвязаны.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама